Рязанская УЖД

Краткая предыстория УЖД Сама идея рельсовых дорог появилась очень давно. Трудно сейчас поверить, но еще в Древнем Египте, Греции и Риме существовали колейные дороги, предназначавшиеся для перевозки по ним тяжелых грузов. Колеса повозок катились в те времена по двум глубоким параллельным бороздам в каменной дороге. В средневековых рудниках прокладывались деревянные рельсы, по которым передвигали деревянные вагоны. Мало кто знает, но слово «трамвай», появилось именно оттуда, и означает «бревенчатая дорога». Дорога, которую по праву можно назвать «железной», впервые появилась в 1767 г. Инициатором был Ричард Рейнольдс, который уложил на подъездных путях к шахтам и рудникам Колбрукдэйла стальные рельсы, которые впоследствии были заменены чугунными. Чугунными стали делать и колеса у тележек, а сами они приводились в движение мускульной силой человека или лошади.И только в 1803 г. некто Тревитик решил использовать свой автомобиль для замены конной тяги на рельсовых путях. Тревитик изменил конструкцию машины - он сделал первый паровоз. Он состоял из двухосной рамы с четырьмя колесами, на которой находился паровой котел с прочими механизмами. Этот паровоз некоторое время работал на одной из рудничных дорог. Но недолго, потому что чугунные рельсы быстро выходили из строя под тяжестью паровоза и от изобретения Тревитика отказались.Человеком, вновь построивший паровоз стал всем известный Джордж Стефенсон, создавший три типа паровоза, и в 1823 г. основавший первый в мире локомотивостроительный завод в Ньюкастле. А первая паровая железная дорога Ливерпуль - Манчестер была открыта в 1830 г. С этого времени и началось быстрое развитие железнодорожного транспорта. Железные дороги строились не только в Америке, но и во Франции, Германии, Бельгии. В основном все строители дорог, использовали модели железных дорог, принятые в Америке.Наконец, в 1837 появилась первая российская железная дорога по маршруту Санкт-Петербург - Царское Село. Ее протяженность была 26,7 км, что по тем временам было очень впечатляюще.

А теперь и о самой УЖД Рязани и области!

Последняя в России узкоколейка находящаяся в ведении ОАО «Российские Железные Дороги». Тридцатикилометровый участок от поселка Тума до поселка Голованова Дача обслуживает муромское отделение Горьковской железной дороги.Узкоколейка Тумская – Голованова Дача является остатками некогда крупнейшей в СССР узкоколейной железной дороги Тумская – Рязань (пристань). Именно эта узкоколейка воспета в произведениях Константина Паустовского. В 1894 г. для вывозки леса была построена временная УЖД Рязань – Солодча - оз. Великое, на которой работал паровоз бельгийской фирмы Коккериля. В 1896 г эту линию разобрали, и в 1899 г. Московским обществом подъездных путей была построена УЖД Рязань•Тума. Ее планировали продлить до Касимова и далее до Елатьмы, но по ряду причин проект не был осуществлен. Вместо этого в 1901 г. линия была продлена до Владимира (протяжённость линии — 211 километров). Эта дорога основательно пошатнула благосостояние тяжеловозов из близлежащих сел, лишив их объема грузоперевозок и в течение нескольких лет после постройки дороги на ней велась самая настоящая партизанская война с разбором путей и сжиганием деревянных мостов. Конечная станция Рязань-Пристань (узкой колеи) находилась на левом берегу Оки, а Уральская ж.д. - на правом и несмотря на то, что со станции Рязань на Окскую пристань шла (и сейчас идет и действует) ветка, часть пути - менее километра, грузам приходилось проделывать по воде. Использовалась эта дорога и для перевозки пассажиров: простой люд ехал в открытой платформе, люди посостоятельней - в закрытой. Но когда паровоз-«кукушка» сходил с рельс - а это было не так уж редко, все вместе рубили ближайшее дерево и действуя им, как рычагом, ставили локомотив на путь. Путь от Рязани до Солотчи - это около 20 км, занимал до четырех часов. Но это было все же быстрее, чем ехать на извозчике или идти пешком. Весной паводок затапливал станцию Ока-Пристань и длина дороги сокращалась на несколько километров, уходивших под воду, до ст. Шумашь. Станционный домик, перенести на сухое место, разумеется, было нельзя, поэтому он был похож на крепостную башню: высокий каменный глухой первый этаж и деревянный второй, в котором и размещалась все помещения станции. По УЖД не нужно пропускать большие тяжелые составы, поэтому их легче и быстрее строить, чем обычные железные дороги. Пик развития УЖД в России пришелся на 1960-е и 1970-е годы, при этом только очень небольшая их часть была в подчинении Министерства Путей Сообщения (сейчас ОАО "РЖД"). Гораздо больше они интересовали организации, занимавшиеся лесоповалом, в первую очередь МВД. По железной дороге возили лес, дрова, а также вату и хлопок для ватных фабрик. Позднее участок от станции Тумская до станции Владимир был заменён железнодорожной линией широкой колеи. Точная дата открытия железнодорожной линии широкой колеи к настоящему времени не выяснена. Скорее всего, это 1924 год. Согласно «Официальному указателю железнодорожных и других пассажирских сообщений», изданному НКПС СССР в октябре 1928 года, участок Тумская — Владимир был ширококолейным. В 1927 г. построена ветка от Гуреевского до Головановой Дачи. Согласно информации из сборников расписаний движения пассажирских поездов, охватывавших всю территорию СССР, с 1964 года пассажирское движение на участке Гуреевский — Рязань-Пристань было прекращено. По утверждению авторов книги «Мещерская магистраль» А. Берзина и В. Миронова, пассажирское движение на участке Гуреевский — Рязань-Пристань было прекращено позднее — в 1968 году. С этого времени пассажирские поезда курсировали по единственному маршруту — от станции Тумская до станции Голованова Дача. Карта - Схема УЖД До 1960-х годов на узкоколейной железной дороге работали паровозы. Затем основным локомотивом стал тепловоз ТУ2. В конце 1960-х годов паровозы уже не использовались в поездной работе. Примечательно, что на железнодорожной линии широкой колеи Владимир — Тумская паровозы продержались значительно дольше: они водили поезда вплоть до 1978 года. В 1960–70-х годах бывшая Рязанско-Владимирская узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой Радовицкого транспортного управления, основная часть которой находилась в Московской области. Протяжённость единой сети узкоколейных железных дорог (линии Тумская — Гуреевский — Рязань-Пристань и Гуреевский — Голованова Дача, линии Радовицкого транспортного управления, многочисленные небольшие ведомственные ветки) составляла около 300 километров. В 1969 году началось строительство высоководного автомобильного моста через реку Ока вблизи Рязани. В 1972 году была построена автомобильная дорога от Тумы до Рязани всвязи с чем значимость УЖД резко упала. Был открыт автобусный маршрут Рязань – Спас Клепеки – Тума пролегающей параллельно линии узкоколейной железной дороги. До открытия высоководного моста существовал понтонный автомобильный мост, который приходилось убирать в период весеннего паводка и регулярно разводить для пропуска судов. Однако регулярные грузовые перевозки на ней сохранялись. Регулярно курсировал также «хозяйственный» поезд с вагоном-лавкой. Постоянная автомобильная связь с Рязанью свела преимущества УЖД на нет. Была закрыта станция Шумашь, оборотное депо, прекращена перегрузка торфа и леса в Ласкове и Криуше, ваты и торфа в Туме. Пик закрытий пришелся на конец 1980-х и начало 1990-х годов, когда у предприятий просто не было денег не только на строительство новых УЖД, но и на эксплуатацию уже существующих. В результате подавляющее число узкоколеек было закрыто и разобрано или перешито на широкую колею. Из оставшихся — часто это подъездные пути предприятий — очень на немногих есть пассажирское движение. Большинство оставшихся находится под угрозой исчезновения. Единственное предприятие в России, производящее подвижной состав для УЖД, завод в Камбарке (Удмуртская Республика) находится на грани банкротства. Многие УЖД вели к рекам и были ориентированы на лесосплав; с его запретом в эти же годы они оказались не нужны. Ремонтом пути на некоторых участках дороги не занимались десятки лет, поэтому в лесу часто можно было встретить один или несколько сошедших с рельс и пе