Интервью с Игорем Яшиным

ИНТЕРВЬЮ С ИГОРЕМ ЯШИНЫМ
20 апреля 2009 г., Рязанская городская Дума.

К: Судя по информации областных электронных и печатных изданий, Рязанский трамвай собираются закрывать. Указано несколько причин: не заложены в бюджете города деньги (12 миллионов рублей) на замену шпал, малая наполняемость (указываются цифры 15 – 30 %) и, как следствие, убыточность. По Вашему мнению, каковы истинные причины закрытия?

Яшин: Официально я пока нигде не слышал, что Рязанский трамвай собираются закрывать. В комитет по городскому хозяйству Рязанской городской Думы такого предложения не поступало. Правда на комитете в одном из выступлений представителя администрации как бы вскользь прозвучало мнение, что трамвай убыточен, и есть необходимость замены трамваев на автобусы.
Я хочу напомнить историю вопроса. Трамвай собирались закрывать в течение последних десяти лет, и руководство РНК и мэрия г. Рязани. И как только просчитывали экономику, всегда выяснялось, что трамвай закрывать совершенно невыгодно. Вообще общественный транспорт в городе Рязани, так же, как и в любом другом российском городе, не является прибыльным. Это планово-убыточное хозяйство. Если только по этой причине ликвидировать трамвай то с тем же успехом можно говорить о закрытии троллейбуса, закрытии автобуса. И что же дальше? Оставим и будем развивать только коммерческий транспорт, который не ставит своей главной целью обеспечение перевозок жителей города а ставит целью только извлечение прибыли. Никогда коммерческий транспорт не обеспечивал обслуживание социальных и соответственно нерентабельных маршрутов. В сильный мороз хозяин не выгонит свой транспорт на маршрут и только муниципальные автобусы, троллейбусы и трамваи в любую погоду приходят на выручку жителям.
Трамвай обеспечивает перевозки малообеспеченных категорий жителей. Все прекрасно видят сколько народа пользуется трамваем во время религиозных праздников и особенно в период празднования Пасхи., кто добирается со своим садово-огородным инвентарем до дач. Сохраняя существенную поддержку продовольственную поддержку в период кризиса.
Становится абсолютно ясно, что только трамваем может вывезти эти категории пассажиров.
Себестоимость поездки одного пассажира в трамвае гораздо ниже, чем в любом другом транспорте – автобусе или в том же троллейбусе. Поэтому трамвай сам по себе не является главной причиной тяжелого экономического состояния Троллейбусно-трамвайного управления г. Рязани. Причины надо искать в недостаточном финансировании областью убытков, возникающих в результате перевозки льготных категорий пассажиров как федерального уровня так и регионального (областного).  Льготы дают одни, а обеспечивать их исполнение должны другие, то есть муниципальные предприятия.
Хотя я согласен со многими высказываниями, что трамвай достался в наследство (особенно хозяйство трамвайного парка) в далеко ненормативном состоянии. Во время переговорного процесса между администрацией города и руководством ТНК-РНПК по вопросу передаче трамвайного комплекса городу, рассматривалось и материальное сопровождение для его восстановления.
Где это сопровождение? Никто не знает.. Но это уже другая история.
Ну и самое главное, что хочу сказать: «Трамвай – это не только материальная единица, это ещё и частичка история города Рязани». В годы, когда он ещё не был построен, люди не могли добраться до места своей работы и пешком ходили на нефтезавод. Проблема была решена, только когда пустили трамвайную ветку. В то время это было радостное событие для жителей Рязани. Всегда трамвай пользовался популярностью, успехом, стал для жителей Горрощи «вторым домом». То есть видом транспорта, который всегда надежен, следует по чёткому расписанию. График движения исполняется с погрешностью +,- минута, в любую погоду, никогда не опаздывая и не уходя раньше положенного времени. Любое опоздание или  сход трамвая считался ч.п., и подвергался самому тщательному анализу. Жители привыкли к трамваю, как к самому надежному виду транспорта.
В свое время жители Городской Рощи, прослышав о закрытии трамвая мэрией города Рязани, очень болезненно восприняли это, и стали собирать подписи под обращениями в защиту трамвая. Поэтому прежде чем говорить о закрытии трамвая, необходимо десять раз подумать о социальных последствиях, тем более в период экономического кризиса и нестабильности.
А если есть желание поэкспериментировать, то сначала надо оборудовать соответственно действующим требованиям маршрут, пустить автобусы и через определенное время станет ясно, что эти затраты несоизмеримы с затратами на содержание трамвая, что это ошибочное решение.
Тем более, что у нас неукомплектованы транспортом социальные маршруты №1.№6, №11 и.т. д.
Причина закрытие трамвая, мне кажется, кроется в другом. Дефицит свободных площадей под застройку притягивает внимание к земле, на которой расположено как трамвайное хозяйство, так и трамвайные пути.
Один из городов ЦФО пошел по такому пути - ликвидировал троллейбус и на месте троллейбусного парка тут же выросли коттеджи. Только чуть позже жизнь заставила руководство этого города возродить троллейбус. Но на это были затрачены несоизмеримо большие деньги.
Вообще во всём цивилизованном мире трамвай считается одним из перспективных видов городского пассажирского транспорта, самым экологически чистым и экономически выгодным. Эти страны, живут не сегодняшним днём, а будущим. Я считаю, что вместо того, чтобы рассматривать вопрос о ликвидации трамвая, надо рассматривать вопрос о его перспективном развитии и быть в строю цивилизованных стран, а не заниматься получением сиюминутной выгоды и обеспечением чьего то коммерческого интереса.
И ещё раз внимание обращу на то, что всё-таки трамвай – это неотъемлемая часть душевного состояния жителей города, и нельзя вот так вот с душой обращаться.

К: Есть ли в Рязани, кроме Вас, люди во власти, способные и желающие поддержать трамвай?. К кому обращаться?

Я: Я думаю, такие люди есть, особенно те, кто давно работают в этой отрасли и в правительстве Рязанской области и городе Рязани.
Что же касается вопроса к кому обращаться? То действовать надо в соответствии с действующим законодательством. Обращаться и в Областную Думу к депутатам от города, и в Рязанскую городскую Думу, в Правительство Рязанской области и в администрацию г. Рязани и.т. д. Есть право на проведение социологического опроса, проведение референдума, сбор подписей т.е. надо пользоваться набором действий не запрещенных Российским законодательством.

К: Есть ли угроза остальным видам общественного транспорта в Рязани?

Я: Я считаю, что нет. Угроза существовала года 2-3 назад, тогда были предприняты попытки приватизации автобусного парка, но Господь отвёл эту угрозу. Хотя я думаю, что у тех, кто обладает финансовыми или какими-то другими ресурсами, существуют мысли о завладении базой а/к 1310 и одним из троллейбусных депо. Это исторически отлаженные предприятия, и хочу отдать дань уважения тем директорам, которые ими руководили и руководят сейчас.

К: Какие существуют проблемы в системе пассажирских перевозок г. Рязани?

Я: Если бы не известные причины несбалансированности оплаты за перевозки льготных категорий пассажиров, и создание равных условий с коммерческим транспортом по налогообложению, то силами только этих предприятий можно было бы решить все проблемы пассажирских перевозок в г. Рязани.

К: Что может сделать каждый житель Рязани для спасения трамвая? Куда и к кому обращаться, писать, звонить и.т.д.?

Я: Знаете, как обыватель, я был поражен тем фактом, что какой то житель Рязани с помощью сайта Президента навел порядок в системе РОСТО г. Рязани, поправил дела в детском отделении городской больницы. Если так дела пойдут и дальше, то я думаю вопрос о закрытии Рязанского трамвая отпадет сам собой. Поскольку, как и базу РОСТО строили на советские деньги, так и материально-технический комплекс Рязанского трамвая построен на те же советские наро