Автобус в Рязани

В начале 20 века город имел 15 площадей, 54 улицы, 14 переулков. Его площадь занимала 12 км. Единственным городским видом транспорта оставались извозчики, которых в городе насчитывалось около 300.

300 ИЗВОЗЧИКОВ НА ВСЮ РЯЗАНЬ Единственным городским видом транспорта являлись извозчики, которых насчитывалось около 300. В Рязани имелась станция почтовых лошадей на Соборной улице и станция земских лошадей (почти муниципальный транспорт!) на Московской улице. Извозный промысел был хорошо организован. Извозчики регистрировались в городской управе, на каждый экипаж на видном месте крепился металлический значок с номером извозчика. Плата за перевозку определялась по договору между извозчиком и пассажиром и составляла от пяти до десяти копеек. Килограмм картошки в те времена стоил 2 копейки, буханка пшеничного хлеба – 15 копеек.

ПРАВИЛА ДЛЯ ИЗВОЗЧИКОВ Специальные комиссии следили за состоянием экипажей и лошадей, и дважды в год проводилось их освидетельствование. Правда, это не всегда гарантировало вежливость и трезвость извозчиков, а также безопасность экипажей.Для обеспечения безопасности движения были приняты правила: «Извозчики обязываются при езде держаться правой стороны, не останавливаться на середине улицы, не ездить в ряд по двое и более; около тротуаров останавливаться в один ряд; у театра, клубов, дома дворянского собрания, гостиниц и в местах большого съезда экипажей останавливаться

Проведя несколько часов в Горьковской библиотеке, порывшись в энциклопедиях и подшивках газет удалось выяснить следующую информацию. Как например, что первые автобусы начали бороздить улицы Рязани в 1925 году в количестве 3 машин, общей вместимостью 60 человек. Предки современного автобуса впервые появились в составе гаража Губеркомотдела. Как пишет МК Рязани за 2008 год – «Появление этих чудищ не на шутку поразило воображение горожан, воспитанных в эпоху, когда вместо бензина был овес а роль водителя выполнял извозчик в подранном на локтях тулупе». Внешний вид прародителей современных автобусов далеко отличался от нынешнего, привычного нашему взору. Опираясь на тот же источник, можно сказать о том, что это были высокие угловатые, неуклюжие, с громко работающими моторами и с боками сплошь увешанными кумачевыми транспорантами, с близкими людям того времени лозунгами, кричащими «Даешь!», «Долой!», «Ура!». В салон этого раритета вела специальная лесенка, которую последний пассажир должен был поднять за собой и сложить в специальный отсек в полу. Соответственно, собирающийся выйти вытаскивал и устанавливал импровизированный «трап». Прадеды современных «Икарусов» были частично переделаны из грузовиков, также закуплены за границей. Говоря о трех основателях автобусного сообщения нашего города, то 2 из них были импортной марки FIAT а один собран тогдашними мастерами из запчастей. На час езды такого автобуса приходилось 2-3 часа вынужденной остановки для ремонта. Говоря о стоимости билета на автобус 1920 – Х годов то проезд в них был обсолютно бесплатным. Зависело это от того, что на то время в стране сильны были позиции Троцкого. Бесплатный проезд, как замещение негатива «Трудовых армий», фабричные обезаловки и много другого. Любой желающий в то время мог спокойно сесть и доехать куда угодно абсолютно даром. Однако, с начала 1930х годов, когда власть захватили практичные сталинцы, транспорт в нашем городе стал платным. За проезд в Рязанском автобусе (которых к 1929г. стало 11 штук) нужно было заплатить 5 копеек. Пойманным тогдашним «зайцам» приходилось проследовать в пункт общественной милиции, а далее, в зависимости от статуса нарушителя происходили такие действия: если «зайцем» оказывался школьник – звонили директору школы; фабричный трутяга – сообщали по месту работы; колхозник – направляли письмо в сель совет. После первого госотлова, Рязанских «зайцев» на порядок стало меньше. В 1930 году организован СоюзТранс. Более менее массовые пассажирские перевозки в Рязани начались 10 февраля 1935 года. Самый оживленный автобусный маршрут №2 от Аптеки №2 (Современная Филармония) по ул. Ленина, Красной Армии и Троицкой до клуба железнодорожников (пл.Победы); а также маршрут по линии Вокзал (Либо 1 или 2 точно не известно) – Ямская застава (пл. Театральная). В декабре 1937г. на базе хозяйств Касимовского, Тумского, Шиловского и Рязанского районов создан экспедиционно-складской трест «РязаньОблТранс». В августе 1939г. реорганизованный в Рязанское Областное Управление АвтоТранспорта. На начало 1940 года Управление имело 32 автобуса, из них в Рязани – 19, Касимов – 5, Шацк – 4, Сапожок – 4. В годы ВОВ для нужд фронта были мобилизованы все легковые автомобили и несколько автобусов. На этой технике перевозили раненых солдат, а когда фронт подошел к Москве и боеприпасы с оружием. Громосткие, неповоротливые автобусы были отличной мишенью для вражеской артиллерии, поэтому после победы 1945 года в наш город вернулись далеко не все четырехколесные «автоветераны». Как пишет «Сталинское Знамя» от 11 апреля 1945 года - по причине большого потока людей в городе необходимо возобновлять транспортное сообщение. «До войны по главным улицам Рязани ходили автобусы, сейчас созрела необходимость восстановить автобусное сообщение хотя бы от станции до центра города. Без больших трудностей автобус переоборудовался на газогенераторное топливо, которое успешно заменяет бензин на многих грузовых автомобилях. Генератор со всеми принадлежностями монтируется на двухколесном прицепе для чего используется задний мост старой машины. Автобусы с прицепными газогенераторными установками в Москве уже применялись и поэтому вполне целесообразно оборудовать таким прицепом автобусы и пустить их для пассажирского движения. Небольшой расход деревянных чурок в качестве топлива делает газогенераторный автобус дешевым видом транспорта.» - пишет все тоже «Сталинское знамя». К примеру, в период войны, а именно, 10 июля 1944 года открыты междугородные маршруты Шацк – Нижнемальцево, Тума – Касимов, Рязань – Шацк. Маршруты обеспечивались грузовыми автомобилями с прицепами, оборудованными для перевозки пассажиров. Маршрут Рязань – Щацк обеспечивался трофейным дизельным автомобилем «Бюссинг» с прицепом, остальные – газогенераторными автомобилями ЗиС 21 с прицепами. В первом послевоенном году в Рязани было всего 15 автобусов, десять лет спустя их было уже 100. Их движение в Рязани возобновилось в 1945г. а с 1956 в Касимове, Шацке и Ряжске. В 1950г. действовало 6 пригородных и 15 междугородных маршрутов общей протяженностью 1520км. С Рязанью были связаны Михайлов и Пронск. Открылся маршрут Рязань – Москва. В 1963г. на базе ОблТрансТрест было организовано Рязанское управление областного транспорта. В середине 60х автобусный парк насчитывал уже более 300 машин. Общая длина автобусных городских маршрутов в 1966 году составила 153 км. В 1967г был сдан в эксплуатацию новый автовокзал Центральный на 200 мест. Огромные изменения в жизнь Рязани внесло сооружение в 1972 году каменного моста через Оку, который заменил действовавший ранее паром. После этого Солотча и прилегающая территория быстро превратились в традиционное место отдыха горожан.В 1983г. транспортное управление переименовано в объединение «РязаньАвтоТранс» . С первого июня 1984г. городские маршруты переведены на бескассовый метод обслуживания пассажиров (Появились кондукторы). В 1985г. введен единый месячный билет на два вида транспорта (Автобус - Троллейбус). На начало 1991г. автобусная сеть насчитывала 385 маршрутов из них 46 городских, (Из них 26 по г.Рязани, остальные по городам области) 273 пригородных и 66 междугородных. Эти маршруты обслуживали 948 автобусов. Общая протяженность линий достигла 19939,7 км. В 90х годах ХХ – века перевозится около 170 миллионов человек. На 1999г. в области действует около 400 автобусных маршрутов из них междугородних 61, внутригородских 37 (Из них 23 по г.Рязани остальные по городам области) и 225 пригородных маршрутов. Протяженность автобусных линий составляет 18.6 тыс.км.

2006г. Совсем тяжело стало с парком машин, уже некого выпускать на линию… Что делать? А давайте объеденим два самых длинных и густонаселенных маршрута и оставим без того длинные промежутки (до получаса). Да еще повысим квоту для коммерческих автобусов. В итоге частота сохранится, а мы уберем с маршрута десяток совсем уж убитых автобусов. А что люди? Толпиться будут? Ну и пусть толпятся, им не привыкать. Да и на коммерческих пусть больше ездиют, не мучуют нашу, и без того изветшавшую, технику…По словам начальника отдела транспорта администрации Рязани Сергея Лукина, изменения были внесены в связи с «многочисленными обращениями граждан». и дальше: Тайну столь масштабной реорганизации транспортных маршрутов приоткрыл … Валерий Еремин. Оказывается, изменение схемы движения стало возможно благодаря договору, заключенному между администрацией Рязани и торговым центром «Круиз». В рамках договора руководство ТЦ берет на се