Статья

Закрытые Линии. Горроща

2 марта 2021, 14:58

Троллейбусы

Продолжаем наш разговор о закрытых троллейбусных линиях г. Рязани. На очереди рассказ об участке контактной сети, который в полной мере подпадает под определение «классика жанра»: Линия, долгожданная в своё время – и полностью забытая сейчас

Большое количество остатков оборудования, сохранившихся до наших дней на всём протяжении линии. Проще говоря: видно, что троллейбус точно ходил по этим улицам (кстати, по этому показателю вполне сравнима с закрытой линией на Шлаковом посёлке) 

Своеобразность - Место не спутаешь ни с чем

 Да и жилая застройка мало изменилась с того времени. Так что, попадая сюда, можно без особых трудов представить, как здесь ходил троллейбус.А если уж говорить о самих троллейбусах, то выходили на эту линию такие «классические» трудяги, как МТБ-82, а затем ЗиУ-5.И, наконец: линия, всех своих загадок до конца так пока и не раскрывшая. И об этом далее. 

Линия, долгожданная в своё время – и полностью забытая сейчас

Большое количество остатков оборудования, сохранившихся до наших дней на всём протяжении линии. Проще говоря: видно, что троллейбус точно ходил по этим улицам (кстати, по этому показателю вполне сравнима с закрытой линией на Шлаковом посёлке)

Своеобразность. Место не спутаешь ни с чем. Да и жилая застройка мало изменилась с того времени. Так что, попадая сюда, можно без особого труда представить, как здесь ходил троллейбус.

А если уж говорить о самих троллейбусах, то выходили на эту линию такие «классические» трудяги, как МТБ-82, а затем ЗиУ-5.

И, наконец: линия, всех своих загадок до конца так пока и не раскрывшая. И об этом далее.

Но прежде чем продолжить рассказ, хочу предложить небольшую фотозагадку. Посмотрите, пожалуйста, на фотографию и попробуйте определить, что на ней не так (ну, может быть, кроме художественных свойств...)?

Ответ, разумеется, связан с троллейбусом. А ещё точнее – с контактной сетью. Догадались? Итак, троллейбус входит в поворот, но обратите внимание:

  1. Хотя проезжая часть довольно узкая – движение на улице двустороннее.
  2. Все опоры здесь находятся с одной стороны, но сторона эта противоположная движению троллейбуса!
  3. Если пройдём дальше, то увидим, что информационная остановочная табличка тоже висит «не с той» стороны.

Почему? К чему такие, не очень значительные, но неудобства? Неужели нельзя было установить столбы правильно сразу? Так может, когда установили опоры, троллейбус ходил наоборот, т.е. если посмотреть на фото выше – не от нас, а к нам? Давайте обо всём по порядку.

ЧАСТЬ 1. ТРОЛЛЕЙБУС ИДЁТ В ГОРРОЩУ

В 1956 году по улице Большой (ныне Гагарина) открылось троллейбусное движение. Так появился маршрут №6, который соединил новый, активно застраивающийся район Горрощи, расположившийся за Радиоинститутом, с центром города и Ламповым заводом.

Маршрут сразу стал пользоваться огромной популярностью. И это не удивительно. Ведь до постройки в 1964 году путепровода на ул. Ряжской (будущей Есенина), для жителей Горрощи это был чуть ли не единственный налаженный путь на работу и домой. Автобусное сообщение на этом направлении было организовано крайне плохо, за что руководство автоколонны №73 (так раньше назывался рязанский Автобусный парк) не раз подвергалось справедливой критике.

Тем не менее, даже не смотря на самый большой тогда в городе выпуск троллейбусов на линию (17 машин), шестой маршрут сразу стал и самым напряжённым. В часы-пик здесь появились пассажиры, пытающиеся уехать на работу на подножках незакрытых дверей и "на буферах" троллейбусов. "Висельники" - как говорили в то время. Конечно, подобные факты встречались и на других линиях, но "шестёрка" в этом отношении была "самой образцовой", конечно же со знаком "минус", и чаще всего попадала под перекрёстный огонь газетной критики.

Интересно, что затем эти негативные явления вдруг дали положительный эффект. Люди на остановках стали самоорганизовываться в цивилизованную очередь на посадку. Теперь Горрощу даже ставили в пример другим: вот, мол, как надо – ни толкотни, ни «висельников» больше нет. Однако, с ростом застройки и увеличением числа жителей, уже через год-два картина повторилась.

ЧАСТЬ 2. ДЛЯ РЯЗАНСКИХ НЕФТЯННИКОВ

Первоначально разворотный круг находился у школы №5 и общежитий радиоинститута на улице Большой, а через четыре года линию продлили. Газета «Приокская правда» от 27 ноября 1960 г сообщает:

«Сегодня жители посёлка Горроща получили удобное сообщение с центром города – новую троллейбусную линию. Она является 2-х километровым продолжением троллейбусного маршрута №6 и идёт от здания общежития радиоитехнического института по улицам: 6-я линия (ныне Полетаева - прим. авт), Гоголя, 4-я линия (Братиславская - прим. авт.), Островского. Она свяжет основные кварталы посёлка, школы, больницу. На новом отрезке этой линии имеются 4 остановки.

Всвязи с увеличением маршрута №6 на нём вместо 17 троллейбусов будут работать 20 машин. Новый маршрут именуется «Куйбышевское шоссе – Горроща».

Открытие новой троллейбусной линии является большим событием для рязанских нефтянников, населяющих посёлок.

В строительстве новой линии особенно активное участие проявил коллектив городского управления троллейбуса»

Итак, теперь «шестёрка» стала ходить вглубь строящегося посёлка Горроща. Давайте посмотрим схему, чтобы наглядно представить себе эту линию:

ЧАСТЬ 3. ОТ ГОГОЛЯ ДО ОСТРОВСКОГО 

1. Улица Полетаева (бывшая 6-я линия)

Сегодня, подъезжая к перекрёстку с ул. Островского, троллейбусы поворачивают налево. Но первоначально они шли прямо.

2. Улица Полетаева (бывшая 6-я линия). Перекрёсток с ул. Островского

Если пройти перекрёсток с ул. Островского, и пойти вниз по улице Полетаева, создаётся впечатление, что троллейбус отсюда и не уходил – ведь на месте старых растяжек контактной сети теперь подвешены фонари уличного освещения, примерно на той же высоте, что и троллейбусные провода. Особенно хорошо это заметно на самом перекрёстке.

3. Улица Полетаева (бывшая 6-я линия). Вид на перекрёсток с ул. Островского

Оглянувшись назад, не так уж трудно представить себе как по этим улочкам мог ходить троллейбус:

4. Улица 6-я линия (сейчас Полетаева).

Реконструкция событий. «Шестёрочка» приближается к перекрёстку с ул. Гоголя…6. Улица Полетаева. Перекрёсток с ул. Гоголя. В начале 60-х годов троллейбусы поворачивали налево именно здесь. Здесь же находится и один из главных наших «экспонатов». Давайте-ка, хорошенько рассмотрим дом, что напротив нас.

5. Улица Полетаева, 8/9. Дом на перекрёстке с ул. Гоголя

В своё время, решив проверить утверждение, что в этих краях ходил троллейбус, я наткнулся на это здание, и мой скепсис моментально испарился – ведь на вбитых в стену крюках ни что иное, как хорошо сохранившиеся остатки контактной сети.

6. Улица Гоголя. Вид в сторону ул. Братиславской.

После спуска по улице Полетаева, линия поворачивала, и дорога вновь шла под уклон, образуя подобие серпантина. Возможно, это одна из косвенных причин закрытия здесь троллейбусного движения. Ведь пришедшие в Рязань в 1961 г. ЗиУ-5, вышедшие на шестой маршрут, были длиннее и больше МТБэшек и могли с трудом вписываться в этот поворот.

7. Улица Гоголя.

Далее старые растяжки и изоляторы встречаются практически на каждом доме с двух сторон улицы. Видно, что здесь никогда не было опор, и контактную сеть крепили на крюках, вбитых прямо в стены. Это могло создавать достаточно сильную вибрацию во всём здании при прохождении троллейбуса. А значит, также послужить причиной для закрытия здесь троллейбусного движения. Дело в том, что количество маршрутов, проходящих здесь, возрастало постоянно (уже в 1964 году на ул. Гоголя заходили №№ 3, 6, 10...). А мы помним, что только на шестёрке работало по 20 машин ежедневно.

8. Улица Братиславская (бывш. 4-я линия). В сторону перекрёстка с ул. Островского

Здесь также полно «свидетелей» былых времён. У дома №13 несрезанная перетяжка. Чуть ниже на столбе – изолятор. Когда-то здесь была поперечно-цепная подвеска провода.

9. Улица Братиславская (бывш. 4-я линия). В сторону перекрёстка с ул. Островского

Хотелось бы поблагодарить работников Службы контактной сети за то, что откусывали тросы не полностью, а лишь в тех местах, где это было удобно. А также за то, что оставили множество «ненужных» изоляторов и пр. на своих местах. Иначе, как сегодня можно проверить дела давно минувших дней, про которые рассказывают старые газеты (шутка).

10. Улица Братиславская (бывш. 4-я линия).

Сейчас троллейбусы выезжают с улицы Островского, а тогда – поворачивали на неё, ехали до ул. Полетаева и дальше по ней в центр города. Так продолжалось до 1962 года, когда отрезок 4-й линии от ул. Гагарина (Большой) до ул. Чернышевского реконструировали в ул. Братиславскую.

Как я уже говорил, линия оставляет ещё много вопросов:

  • Когда её закрыли (точная дата)? Каковы причины сокращения КС?
  • Почему с 1962 года на ул. Братиславской провода были сначала только с одной стороны и маршрут №6 стал возвращаться к радиоинституту по ней, минуя ул. Островского и Полетаева?
  • Может, это каким-то образом связано с планами открыть здесь трамвайное движение?

Думаю, что в линиях по улице Братиславской (а это дальнейший этап развития троллейбусного движения в Горроще) ещё предстоит разобраться...

Автор:

andyi1

| Просмотров: 5072

Комментарии

Чтобы добавить комментарий войдите на сайт.

Комментарии