Закрытые Линии. Горроща

Продолжаем наш разговор о
закрытых троллейбусных линиях г. Рязани. На очереди рассказ об участке контактной сети,
который в полной мере подпадает под определение «классика жанра»:

Линия, долгожданная в своё время – и полностью 
забытая сейчасБольшое количество остатков оборудования, сохранившихся до наших дней на всём протяжении линии. Проще говоря:
видно, что троллейбус точно ходил по этим улицам (кстати, по этому
показателю вполне сравнима с закрытой линией на Шлаковом посёлке)
Своеобразность. Место не спутаешь ни с чем. Да и
жилая застройка мало изменилась с того времени. Так что, попадая сюда,
можно без особых трудов представить, как здесь ходил троллейбус.
А если уж говорить о самих троллейбусах, то выходили
на эту линию такие «классические» трудяги, как МТБ-82, а затем ЗиУ-5.
И, наконец: линия, всех своих загадок до конца так
пока и не раскрывшая. И об этом далее.

Но прежде чем продолжить рассказ, хочу предложить небольшую фотозагадку.
Посмотрите, пожалуйста, на фотографию и попробуйте определить, что на ней не
так (ну кроме художественных свойств...).

 

Перекрёсток
улиц Полетаева и Островского. Наши дни

Ответ, разумеется, связан с троллейбусом. А ещё точнее – с
контактной сетью. Догадались? Итак, троллейбус входит в поворот, но обратите
внимание:

1)      Хотя
проезжая часть довольно узкая – движение на улице двустороннее.

2)      Все
опоры здесь находятся с одной стороны, но сторона эта противоположная движению
троллейбуса!

3)      Если
пройдём дальше, то увидим, что информационная остановочная табличка тоже висит
«не с той» стороны.

4)      Почему?
К чему такие, не очень значительные, но неудобства? Неужели нельзя было
установить столбы правильно сразу? Так может, когда установили опоры,
троллейбус ходил наоборот, т.е. если посмотреть на фото выше – не от нас, а к
нам?  Давайте обо всём по порядку.


ЧАСТЬ 1. ТРОЛЛЕЙБУС ИДЁТ В
ГОРРОЩУ
 

В 1956 году по улице Большой (ныне Гагарина) открылось троллейбусное движение.
Так появился маршрут №6, который соединил новый, активно застраивающийся район
Горрощи, расположившийся за Радиоинститутом, с центром города и Ламповым
заводом.

Маршрут сразу стал пользоваться огромной популярностью. И это не удивительно. Ведь до
постройки в 1964 году путепровода на ул. Ряжской (будущей Есенина), для жителей
Горрощи это был чуть ли не единственный налаженный путь на работу и домой
–  автобусное сообщение здесь было организовано крайне плохо, за что руководство автоколонны №73 не раз
подвергалось справедливой критике. Тем не менее, даже не смотря на самый
большой тогда в городе выпуск троллейбусов на линию (17 машин), шестой маршрут
сразу стал и самым напряжённым.

      Кстати,
именно на шестёрке появились т.н. «висельники» - пассажиры, висевшие на
подножках незакрытых дверей и «на буферах» троллейбусов. Интересно, что эти
негативные явления вдруг дали и положительный эффект. Люди на остановках стали
самоорганизовываться в цивилизованную очередь на посадку. Горрощу какое-то время даже
ставили в пример другим: вот, мол, как надо – ни толкотни, ни «висельников»
больше нет. Однако, с ростом застройки и увеличением числа жителей, уже через
год-два картина повторилась. 

 

Разворотный круг на ул. Большой (Гагарина). Фотография
из альманаха "Рязань" 1959 г.

ЧАСТЬ 2. ДЛЯ РЯЗАНСКИХ НЕФТЯННИКОВ

Первоначально разворотный круг находился у школы №5
и общежитий радиоинститута на улице Большой, а через четыре года линию
продлили. Газета «Приокская правда» от 27 ноября 1960 г сообщает:

«Сегодня жители посёлка Горроща получили удобное сообщение с центром города – новую троллейбусную линию. Она является 2-х километровым продолжением троллейбусного маршрута №6 и идёт от здания общежития радиоитехнического института по улицам: 6-я линия (ныне Полетаева), Гоголя, 4-я линия (Братиславская), Островского. Она свяжет основные кварталы посёлка, школы, больницу. На новом отрезке этой линии имеются 4 остановки. 

Всвязи с увеличением маршрута №6 на нём вместо 17 троллейбусов будут работать 20 машин. Новый маршрут именуется «Куйбышевское шоссе – Горроща».

Открытие новой троллейбусной линии является большим событием для рязанских нефтянников, населяющих посёлок.

В строительстве новой линии особенно активное участие проявил коллектив городского управления троллейбуса»

Итак, теперь «шестёрка» стала ходить вглубь строящегося посёлка Горроща. Давайте посмотрим схему, чтобы наглядно представить себе эту линию:

Схема

ЧАСТЬ 3. ОТ ГОГОЛЯ ДО ОСТРОВСКОГО (Небольшая фотопрогулка)

Улица Полетаева (бывшая 6-я линия)  Сегодня, подъезжая к перекрёстку с ул. Островского,
троллейбусы поворачивают налево. Но первоначально они шли прямо.

 

Улица Полетаева  (бывшая 6-я линия). Перекрёсток с ул.
Островского
 Если пройти перекрёсток с ул. Островского, и пойти вниз по
улице Полетаева, создаётся впечатление, что троллейбус отсюда и не уходил –
ведь на месте старых растяжек контактной сети теперь подвешены фонари уличного
освещения, примерно на той же высоте, что и троллейбусные провода. Особенно
хорошо это заметно на самом перекрёстке.

Улица Полетаева  (бывшая 6-я линия). Вид на перекрёсток с ул.
Островского  Оглянувшись назад, не так уж трудно представить себе как по
этим улочкам мог ходить троллейбус.

 

Улица
6-я линия (сейчас Полетаева). Реконструкция событий
  «Шестёрочка» приближается к перекрёстку с ул. Гоголя…

Улица Полетаева. Перекрёсток с ул.
Гоголя  В начале 60-х годов троллейбусы поворачивали налево именно
здесь. Здесь же находится и один из главных наших «экспонатов». Давайте-ка,
хорошенько рассмотрим дом, что напротив нас.

Улица Полетаева. Перекрёсток с ул.
Гоголя  В своё время, решив проверить утверждение,
что в этих краях ходил троллейбус, я наткнулся на это здание и мой скепсис
моментально испарился – ведь на вбитых в стену крюках ни что иное, как хорошо
сохранившиеся остатки контактной сети.

 

Улица
Гоголя. Вид в сторону ул. Братиславской. 
После спуска по улице Полетаева, линия поворачивала, и
дорога вновь шла под уклон, образуя подобие серпантина.
Возможно, это одна из косвенных причин закрытия здесь троллейбусного
движения. Ведь пришедшие в Рязань в 1961 г. ЗиУ-5, вышедшие на шестой маршрут, были длиннее и больше МТБэшек и могли с трудом вписываться в
этот поворот.

Улица Гоголя.  

Далее старые растяжки и изоляторы
встречаются практически на каждом доме с двух сторон улицы. Видно, что здесь
никогда не было опор, и контактную сеть крепили на крюках, вбитых прямо в
стены. Это могло создавать достаточно сильную вибрацию во всём здании при
прохождении троллейбуса. А значит, также
послужить причиной для закрытия здесь троллейбусного движения. 

Дело в том, что количество маршрутов, проходящих здесь, возрастало
постоянно (уже в 1964 году на ул. Гоголя заходили №№ 3, 6, 10). А мы помним,
что только на шестёрке работало по 20 машин ежедневно. 

С улицы Гоголя мы вновь поворачиваем  налево – на улицу Братиславскую.

Улица
Братиславская (бывш. 4-я линия). В сторону перекрёстка с ул. Островского  Здесь также полно «свидетелей» былых времён. У дома №13 несрезанная перетяжка. Чуть ниже на столбе – изолятор. Когда-то здесь была
поперечно-цепная подвеска провода.

 

Улица Братиславская (бывш. 4-я
линия). В сторону перекрёстка с ул. Островского  Хотелось бы поблагодарить работников Службы контактной сети
за то, что откусывали тросы не полностью, а лишь в тех местах, где это было
удобно. А также за то, что оставили множество «ненужных» изоляторов и пр. на
своих местах. Иначе, как сегодня можно проверить дела давно минувших дней, про
которые рассказывают старые газеты (шутка).

Улица Братиславская (бывш. 4-я
линия).
Сейчас троллейбусы выезжают с улицы Островского, а тогда –
поворачивали на неё, ехали до ул. Полетаева и дальше по ней в центр города. Так
продолжалось до 1962 года, когда отрезок 4-й линии от ул. Гагарина
(Большой)  до ул. Чернышевского реконструировали
в ул. Братиславскую.

 Как я уже говорил, линия оставляет ещё много вопросов:

Когда
её закрыли (точная дата)? Каковы причины сокращения КС?
Почему с 1962 года на ул. Братиславской провода были сначала только с одной стороны и маршрут №6 стал возвращаться к радиоинституту по ней, минуя ул.
Островского и Полетаева?
Может,
это каким-то образом связано с планами открыть здесь трамвайное движение? 

Думаю, что в линиях по улице Братиславской (а это дальнейший
этап развития троллейбусного движения в Горроще) ещё предстоит разобраться. Поэтому…

 (…продолжение следует )


Роман Буранов

(14 августа 2009)

квр статьи – 12 марта 2011



Добавил: Роман