Троллейбус на берегах Роны

Троллейбус на берегах Роны
ЕВРОПЕЙСКИЕ ТРОЛЛЕЙБУСЫ



Город Лион, третий по величине во Франции, стоит на
берегу реки Рона. Здесь красивые здания, старинные соборы... А еще —
необычные троллейбусы Irisbus Cristalis. Таких нам видеть еще не
приходилось!

Мы привыкли, что троллейбусы подкатывают к остановке c интервалом в
несколько минут. А в Лионе я успел изрядно постоять на пустынной
конечной, прежде чем вдали показался троллейбус...


Надо заметить, что в Западной Европе и самих троллейбусов, и городов,
где они работают, не просто мало, а невероятно мало. Скажем, на всю
Францию, о которой пойдет речь, приходится (смешно сказать!) всего 199
«рогатых», и из них 95 работают в самом Лионе. У нас в провинциальных
городах — Иванове или, скажем, Калуге — троллейбусов и то больше!


Зато конструкция — самая современная. И дизайн впечатляет:
здоровенное лобовое стекло, округлый кузов, колеса, закрытые щитками,
стильная пластиковая облицовка с круглыми фарами.

Интересно, что штаб-квартира объединения Irisbus, которое выпускает
эту машину, находится здесь же, в Лионе. Раньше объединением поровну
владели IVECO и Renault (поэтому на передке виден серебристый ромб,
эмблема Renault), но недавно ивековцы полностью завладели холдингом. И
теперь троллейбусы французского производства ходят даже по Милану.


 «считыватель», к которому
надо прикладывать проездные Одноразовая поездка обходится в 1,5 евро. А
проездные на три вида транспорта стоят до 46 евро Угол облицовки поцарапан: водитель не попал в поворот? В кронштейн зеркала вмонтирована видеокамера Пространство над лобовым стеклом использовано по максимуму. Есть даже калькулятор Справа от водителя —
два видеоэкрана

Зайдем внутрь? Тем более что ступеньки отсутствуют: модель —
полностью низкопольная. Внутри очень светло и очень просторно (разве
что проход сзади узкий). Никаких турникетов на входе нет, да и водитель
отделен от пассажиров лишь символическим барьерчиком. Демократия!

А водительское место оборудовано так, что наши троллейбусники только
огорченно вздохнут... Руль регулируется вместе со всей панелью, на
щитке — дисплей, на котором высвечивается силуэт машины и показывается,
какие двери открыты. (Кстати, весь этот узел позаимствован у немецкого
автобуса Mercedes Citaro.)


Мотор-колеса закрыты декоративными щитками Руль регулируется вместе с приборной панелью Двери открываются... А ступеней нет и в помине

Над головой водителя — магнитола, там же расположено несколько
электронных пультов — например, для связи с диспетчерской. По правую
руку — три крупные кнопки открывания дверей и еще три поменьше, одна
над другой: «нейтраль», «драйв» и «реверс» (как у автобусов с
«автоматом»).

Еще дальше — два видеоэкрана, причем одна камера направлена на
штанги (чтобы было видно, не соскочили ли они); другая, вмонтированная
в кронштейн правого зеркала, контролирует вход-выход. Судя по всему,
незаметный «глаз» расположен и в салоне, о чем предупреждает наклейка
на борту: «Ведется видеонаблюдение. Декрет от 17 октября 1996 года».


Двери открываются... А ступеней нет и в помине От пола до потолка — 2,5 метра

Вообще-то изначально была запланирована установка еще одной хитрой
видеосистемы: она автоматически ведет троллейбус по разметке,
нанесенной на асфальт. Такая машина, названная Civis, оказалась
чересчур дорогой (однако небольшую партию купил, к примеру, богатый
Лас-Вегас). И потому был создан более простой вариант, без
«автопилота».


Модель Civis, оборудованная «автопилотом» (над лобовым стеклом — видеокамера системы) , оказалась слишком дорогой

Впрочем, для нас и такая конструкция выглядит едва ли не
космической: например, вместо одного электромотора здесь стоят сразу
четыре, вмонтированные в колеса (примерно как у наших карьерных
БелАЗов), — что позволило опустить уровень пола до 32 см. Все колеса —
односкатные, с модными сегодня сверхширокими шинами. Система управления
выполнена на суперсовременных IGBT-транзисторах, а в «корме»
смонтирован дизель-генератор, позволяющий ехать с опущенными штангами.

Недавно в Лион приезжали британские специалисты — знакомиться с
необычной моделью. Но что из этого выйдет, пока неясно. Ведь в Англии
не осталось ни одной троллейбусной линии...


Irisbus Cristalis (данные производителя) Длина, м 12 или 18 Ширина, мм 2550 Внутренняя высота, мм 2525 Высота пола от дороги, мм 320 Максимальная скорость, км/ч 75 Электродвигатели трехфазные, асинхронные Мощность, кВт 4х80 Рабочее напряжение, В 350 Масса электродвигателя, кг 170 Дизель-генератор 2,8 л, Euro 2 Мощность, кВт/об/мин 65/1800 Система управления на IGBT-транзисторах Напряжение в воздушной сети, В 600 или 750

Троллейбусы в мире *   число городов число троллейбусов Страны бывшего СССР 189 26666 в том числе: Россия 89 14110 Восточная Европа 64 4482 Западная Европа 48 1893 в том числе: Австрия 4 131 Бельгия 1 20 Франция 6 199 Германия 3 104 Греция 2 350 Италия 14 388 Нидерланды 1 48 Норвегия 1 20 Португалия 1 20 Швейцария 15 818 Северная Америка 9 1926 Южная Америка 13 828 Африка 0 0 Австралия 1 60 Азия 39 4810 * Данные 2000 г.
Крупнейшие города Европы, где работают троллейбусы в мире Москва* 1571 в Европе Афины** 372 * Данные 2006 г. ** Данные 2004 г.