Главе кабмина Михаилу Мишустину до начала следующего года поручено утвердить и начать реализацию единой программы модернизации
Президент России Владимир Путин поручил главе кабмина Михаилу Мишустину до начала следующего года утвердить и начать реализацию единой по стране программы модернизации общественного транспорта, говорится в опубликованном на сайте Кремля перечне поручений по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам от 19 июля 2021 года.
"Утверждение и начало реализации не позднее 1 января 2022 года единой комплексной программы, направленной на модернизацию пассажирского транспорта общего пользования в субъектах Российской Федерации", - отмечается в документе.
Включить в нацпроекты обновление общественного транспорта было предложено в прошлом году в рамках поручений президента о новых национальных целях развития до 2030 года. Тогда Минтранс предложил включить в "дорожный" нацпроект мероприятия по обновлению парка подвижного состава общественного транспорта, автобусов, троллейбусов, трамваев, а также пригородного железнодорожного транспорта в виде нового федерального проекта "Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях".
Ранее нацпроектом "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в 2020-2024 гг. было предусмотрено выделение 20 млрд рублей из бюджета и 13 млрд рублей со стороны Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) на обновление общественного транспорта в ряде регионов в рамках общесистемных мер. Но это позволило бы обновить только около 2-3% всего парка.
Новый федеральный проект Минтрансом в 2020 году оценивается в 203,3 млрд рублей до 2024 года, и еще 417 млрд рублей - с 2025 года до 2030 года. При этом из бюджета до 2024 года планируется выделить только 16 млрд рублей, а 56 млрд рублей и 91,6 млрд рублей планируется привлечь из средств регионов и внебюджетных источников соответственно. С 2025 года по 2030 год из федерального бюджета уже может быть выделено до 158,4 млрд рублей на обновление парка пассажирского транспорта, включая пригородные электрички. Это позволит повысить долю обновленного общественного транспорта в городах с 9% в 2024 году до 30% в 2030 году. А удовлетворенность жителей качеством транспортного обслуживания должна вырасти с 15% в 2024 году до 50% в 2030 году.
По оценке ВЭБ.РФ, который совместно с Минтрансом работал над программой обновления общественного транспорта, для замены в России к 2030 году 75% парка пассажирского транспорта потребовалось бы более 5,2 трлн рублей.