Новость

«Конкурировать нужно не за пассажиров, а за контракты»

7 июня 2021, 19:52

Автобусы



28 апреля в Рязани была представлена концепция «комплексного развития общественного транспорта», разработанная государственной корпорацией «ВЭБ.РФ». Поводом для встречи стали предстоящие изменения в российском законодательстве, согласно которым с 1 июня 2022 года все регионы обязаны будут перейти на контрактную систему перевозок. Участвовать в торгах за право выходить на маршруты должны будут даже муниципальные транспортные предприятия.

Спикерами мероприятия стали зампред правительства Рязанской области Евгений Беленецкий, руководитель проектного офиса «ВЭБ.РФ» по общественному транспорту Александр Кондрашов и руководитель направления группы «ВЭБ.РФ» Дмитрий Ямпольский. На встречу были приглашены около шестидесяти человек – депутаты гордумы, перевозчики, представители администрации, образовательных учреждений и ГИБДД, а также общественники.

«Мы никакого решения на сегодняшний день не приняли, задача первая – это посвятить в это как можно больше горожан, в те решения и возможные варианты развития общественного транспорта, которые мы будем принимать и обсуждать, – подчеркнул в начале встречи зампред областного правительства Евгений Беленецкий. – Чтобы люди понимали, что мы делаем, понимали конечный результат, к которому мы придем. В конце концов, это история для горожан, а не для собственников или власти, это история, которая делается для людей и у которой есть масса вариантов развития».

«Почему общественный транспорт? Так сложилось, что люди в общественном транспорте проводят около 1,5 часов в день, – сказал представитель проектного офиса «ВЭБ.РФ» Александр Кондрашов. – И либо они проводят его в комфортном автобусе или троллейбусе, либо в набитой маршрутке с матерящимся водителем и прочими атрибутами. В Рязани совершается около 100 миллионов поездок в год. Около 50% перевозок сегодня находятся в «серой зоне» – те, с которых не платятся налоги в должной мере. Что дает переход на госконтракты? Рост налоговых поступлений примерно на 200-250 миллионов рублей. На 30% меньше километража для вывоза того же объема пассажиров».

Дмитрий Ямпольский пояснил, в чем суть идеи перехода на контрактную систему: «Конкурировать нужно не за пассажиров, а за контракты. Общественный транспорт во всем мире убыточен, в России тоже. Он является социальной услугой, которую город предоставляет своим жителям и которая не может полностью регулироваться свободным движением рынка. Однако это вовсе не исключает возможности и даже необходимости конкуренции в сфере перевозок. Но это должна быть не конкуренция перевозчиков за пассажиров, которая ведет к опасным гонкам на дорогах, дублированию маршрутов и ценовым войнам, а конкуренция за выполнение муниципальных контрактов на осуществление качественной транспортной работы. Таким образом, грамотно организованная экономика городского общественного транспорта — это брутто-контракты города с перевозчиками, устраняющие для них стимулы гнаться за пассажирами, единый оператор».

Разработчики исходят из критического состояния рязанского общественного транспорта на сегодняшний день. Согласно представленным данным, износ подвижного состава и инфраструктуры в троллейбусной сети составляет 100%. Скорость движения – очень низкая, в среднем 11,6 км в час. В автобусной сети высокая задублированность маршрутов (вызванная, насколько можно понять, той самой гонкой за пассажирами на наиболее выгодных направлениях).

Помимо перехода на контрактную систему разработчики декларируют такие цели: оптимизация маршрутной сети, полное обновление подвижного состава, почти полный переход на безналичную систему оплаты, закрытие лазеек для ухода перевозчиков от налогов и даже снижение ущерба для окружающей среды от работы общественного транспорта (видимо, за счет обновления машин).

Замминистра транспорта Валерий Еремин отметил, что «межмуниципальные перевозчики уже по контрактам работают, городу дали отсрочку». Он еще раз напомнил, что решение принято на федеральном уровне: «Та система, которая есть сегодня, она работает последний год, с июня 2022 года все должны перейти на контрактную систему».

Еремин сообщил, что УРТ сейчас работает на топливо и на зарплату, а на обновление у предприятия денег нет. Депутат гордумы от ЛДПР Дмитрий Панкин предположил, что такая ситуация сложилась из-за того, что большинство «денежных» маршрутов сейчас отданы коммерческим перевозчикам, а остальные 40%, менее прибыльные, остаются муниципальному предприятию.

«УРТ здесь есть? Кто у нас из УРТ?» – спрашивал Евгений Беленецкий, который хотел поинтересоваться ситуацией с маршрутами, в том числе разработкой новых транспортных схем.
«Собираемся часто», – отозвался и.о. директора УРТ Дмитрий Минченко.
«Где маршруты?» – спросил Беленецкий.
«Свои предложения направляем в управление транспорта», – ответил Минченко.

Оживление в зале, а затем в информационном поле вызвала статистическая информация о тарифах, однако, справедливости ради, надо отметить, что о конкретных планах по повышению стоимости перевозок никто не говорил. Господин Кондрашов лишь порассуждал о тарификации: «Тариф 23 рубля довольно низкий. Росстат привел статистику, средняя стоимость проезда по регионам составляет 28 рублей. При тарифе 26 рублей годовая выручка составит около 2,8 млрд рублей».

Позднее губернатор Николай Любимов заявил о недопустимости решения транспортной проблемы за счет повышения тарифов.

Не раз поднимался вопрос о судьбе муниципального общественного транспорта именно как муниципального, принадлежащего городу. Об этом, в частности, говорили депутаты-коммунисты Алексей Захаров и Эвелина Волкова.

«Мое мнение, что муниципальный транспорт должен быть сохранен, – сказал Евгений Беленецкий. – Должна быть сокращена возможность монополии. Должна быть конкурентная среда. Мы были свидетелями того, как коммерческие перевозчики могут вступить в сговор. Чтобы этого не было, у муниципалитета должна остаться возможность управлять процессом – это одна из главных задач. Но то, что будет преобразовано муниципальное транспортное предприятие, – это очевидно».

Представители «ВЭБ.РФ» отметили, что «троллейбусная система является экономически выгодной для города», а также то, что в правительстве региона поставлена задача «не только сохранять, но и развивать муниципальный транспорт».

Зампред гордумы Дмитрий Панкин обратил внимание, что представленная маршрутная сеть содержит меньше, чем сейчас маршрутов, позволяющих без пересадки доехать из одного района города в другой: «На многих остановках отсутствуют остановочные павильоны, а мы людей заставляем пересаживаться».

В ответ спикеры указали на то, что это еще не окончательный проект, он будет обсуждаться, для чего и проводятся такие встречи.

В ходе обсуждения поднимался вопрос и о возможной концессии УРТ. Вот как высказался об этом представитель проектного офиса «ВЭБ.РФ» Александр Кондрашов:
«Для нас лизинг, кредит и концессия – слова одной категории. Мы считаем, что концессия является хорошим финансовым инструментом для модернизации инфраструктуры электротранспорта, обновления контактной сети».

Почему-то не задавали вопросов и присутствовавшие на встрече рязанские перевозчики. За них высказалась председатель Торгово-промышленной палаты, депутат облдумы Татьяна Гусева, которая спросила, как действующие перевозчики будут встраиваться в предложенную модель.

«Те, кто ушли в этот бизнес, должны участвовать в этом процессе – купить автобусы по определенным параметрам. Мелкие перевозчики должны объединиться с вашей помощью и создать новые предприятия», – сказал Беленецкий.

«Люди хотят комфортный общественный транспорт, как в Москве: прийти на остановку, сесть и быстро доехать до работы. Чтобы стоимость поездки была адекватной и расписание, чтобы не стоять на остановках по 40 минут. Мы пытаемся решить эту проблему с управлением транспорта. Мы были на предприятии, видим, что там собирают из старых московских автобусов. Сейчас мы обсуждаем идеальную концепцию будущего и способы, как ее воплотить в реальность», – высказалась руководитель фракции «Единая Россия» в гордуме Елена Волкова.

В ходе встречи было предложено создать площадку для дальнейшего обсуждения проекта. Спикеры подчеркнули, что это только первое знакомство, а представленный проект – не готовое решение, а базовый проект для приема предложений.
Автор:

Transportruazan

| Просмотров: 34

Комментарии

Чтобы добавить комментарий войдите на сайт.

Комментарии