конце апреля стало известно, что "ГАЗ" больше не будет выпускать микроавтобусы модели ГАЗ-А63/А64 Next. Популярная среди частных перевозчиков модель внезапно ушла в историю.
Теперь Горьковский автозавод и его партнёры могут предложить покупателям лишь цельнометаллический фургон (модель А65) или недешёвую, но низкопольную ГАЗель City. Почему так получилось? "Питертранспорт" решил разобраться в вопросе.
За 8 лет серийного производства моделей Горьковским автозаводом вместе c производственно-коммерческой фирмой "Луидор" было создано почти 20 тысяч каркасных микроавтобусов ГАЗель Некст. В Петербурге эта модель была не сильно популярна среди перевозчиков - в городе ездит около 300 таких машин. Из крупных транспортных компаний только "Третий Парк" закупил в 2016 году 75 ГАЗелей Next и по сей день их эксплуатирует; в основном же их покупали небольшие перевозчики, больше всего - ООО "М.А.К.С." (50 машин).
Совсем другая ситуация в регионах - там эту модель приобретали в больших количествах, ведь она была дешёвой как с точки зрения первоначальных инвестиций (машина стоила в 2 раза меньше импортных фургонов), так и с точки зрения эксплуатации (она везёт больше пассажиров, чем классическая ГАЗель, при этом топлива потребляет столько же). "Некст" оказался настолько выгодным, что эти машины стали активно приобретать и там, где десятками лет эксплуатировали "классику" ГАЗ-3221, которая в итоге пережила Газель Next, хоть спрос на неё и упал.
Группа ГАЗ сейчас переходит на новую линейку ГАЗель NN (New Next), в связи с чем принято решение сохранить лишь два варианта микроавтобусов: цельнометаллический фургон и каркасный микроавтобус с низкопольной площадкой, т.е. ГАЗель City. Похоже, машиностроительный холдинг решил пойти на унификацию, ведь каркасная ГАЗель Некст могла быть приспособлена лишь под автобусные перевозки.
Если смотреть объективно, ГАЗель City выглядит весьма перспективно как с точки зрения добавленной стоимости, так и с точки зрения спроса (низкопольность даёт большое преимущество по баллам на конкурсах). Для остальных перевозчиков - цельнометаллический фургон ГАЗель Next (который скоро станет NN), есть даже 22-местная версия такой машины (для сравнения, ушедшая в историю ГАЗель должна вмещать 19 пассажиров, 18 из которых - сидячие).
Сейчас транспортные власти городов всё чаще склоняют перевозчиков переходить на более вместительную технику - на автобусы среднего, а то и большого класса. Этому способствует модель работы на брутто-контрактах, по которой микроавтобусы становятся неэффективными и безумно дорогими (пример богатой Москвы это подтверждает).
Большую роль играют и трудовые ресурсы - с учётом ужесточения трудовых норм и усиления контроля со стороны проверяющих органов массовое использование микроавтобусов в городских пассажирских перевозках порой становится невыгодным. Теперь перевозчику иногда проще закрыть маршрут с низким пассажиропотоком, чем использовать на этой линии микроавтобусы.
Всего 5 лет назад наш проект публиковал детальный обзор на тогда ещё новую для Петербурга модель ГАЗ-А64R "ГАЗель Next". Тогда трудно было представить, что спустя такой короткий срок она станет историей даже не из-за перехода к новой модели транспортного обслуживания в нашем городе, а по всей стране.