Почему католический священник взялся за спасение рязанских дорог

Словак Йозеф Гунчага 10 лет помогает дорожникам продлевать жизнь асфальту на улицах нашего города Священник взял под оп...
Словак Йозеф Гунчага 10 лет помогает дорожникам продлевать жизнь асфальту на улицах нашего города
Священник взял под опеку рязанские обочины


Лом, лопата, сербская мотыга – орудия, непривычные для священнослужителя. Осевший в нашем городе 15 лет назад уроженец Чехословакии Йозеф Гунчага не выезжает из дома без этих инструментов. Вот уже 10 лет священник курирует «слабые» места на рязанских дорогах. Медик по образованию и проповедник по призванию удивляется, почему местные дорожники не знают главного правила: лужи вдоль обочин разрушают дорожное покрытие.

- В России остро стоит проблема обочин, вода не уходит с дороги, а самое важное для сохранения асфальта - убрать лужи с проезжей части. Дорожники ремонтируют яму, а через месяц покрытие вновь рушится, потому что вода стоит, - поделился Йозеф.

Уход за рязанскими обочинами священник решил взять в свои праведные руки. В Приокском, Соколовке, Карцеве и близлежащих деревнях Йозеф следит за разбитыми участками дорог, навещая подопечные ямы, особенно после дождя, когда видно, где застаивается вода.

- Машины ездят по лужам, появляется маленькая ямка, затем в нее попадает колесо, разбивает асфальт дальше. Я сливаю воду с дорог, ликвидирую лужи. Делаю разрывы между бордюрным камнем, рою траншеи для слива. Чтобы дороги не разрушались, самое важное - спускать лужи.

В некоторых случаях Йозеф забрасывает ямы кусками старого асфальта, засыпает песком.

- Однажды после дождливой зимы дороги так разбились, что проехать было невозможно. Я брал выброшенные куски асфальта и забрасывал ямы, - рассказал священник.

Сначала священник, потом - дорожники

Впервые мысль помогать рязанским дорожникам возникала у Йозефа еще 10 лет назад. Начал он с ремонта дороги на улице Спортивной, где у обочины асфальт полностью разрушился. Троллейбус не мог проехать - обочина была вся разбита, а в левом ряду транспорт готовился к повороту, и скопилась очередь из машин за троллейбусом.
- Я возмутился, неужели некому засыпать обочину, чтобы можно было проехать по краю?! Взял лопату и мотыгу и закидал ямки, сгребал куски асфальта и песка. Троллейбус смог проезжать, и пробки стали поменьше. Работы немного, а польза большая. Сейчас там дорогу отремонтировали, - вспомнил Йозеф.

Для дорожников труд Йозефа - сигнал к действию: как только священник берет на вооружение яму, через некоторое время на нее обращают внимание дорожные службы. Только вот результат не всегда бывает положительным, часто работу приходится доводить до ума своими силами. Так, после ремонта дороги за платным путепроводом в Соколовке проблему стока так и не решили, и Йозефу пришлось раскапывать свой старый слив для воды.

- Может быть, я вредил дорогам тем, что спасал опасные места. Спускал воду, чтобы хоть как-то можно было проехать. Может, нужно было оставить, чтобы яма стала огромной. Дорожники бы через неделю привезли асфальт и засыпали ее. Только причину не устраняют. Вода стоит после дождя, - поделился Йозеф.

Есть и положительные результаты. На улице Интернациональной, где Йозеф регулярно спускал воду с дороги, вскоре положили хороший асфальт и отрезали часть обочины. По словам священника, проблема часто кроется в том, что обочина возвышается над дорогой.

- Иногда злюсь на дорожников, когда вижу лужу на обочине. Неужели сложно ее спустить? У них ведь есть специальная техника, можно и срезать край грейдером. Ему всего лишь раз проехать, и лопата не нужна.
Жители не хотят, чтобы им чинили дороги

Недавно Йозеф вернулся из поездки в родную Словакию, где не удержался от привычки помогать дорожниками и нашел изъян даже в, казалось бы, идеальных европейских дорогах. Что говорить о рязанском асфальте, хотя, по наблюдениям священника, в последние годы дороги в Рязани стали заметно лучше. То ли здоровая конкуренция между строительными фирмами помогла, то ли образование Дорожного фонда, то ли подпольный труд Йозефа.
Одна из его прихожанок, специалист по дорогам из Киргизии, удивляется, почему в равных условиях в Рязани такие плохие дороги. Почему в местах, где скапливаются лужи, ставят бордюры, не оставляя пространство для стока дождевых и талых вод.

- Я сам разбивал бордюры, чтобы вода могла утекать с дороги. Там, где нет сливов, обычно делают 7 сантиметров разрыва между бордюрным камнем. Дорожники говорят, что не могут спускать воду с дороги, потому как их штрафуют за загрязнение экологии, - отметил Йозеф.

Священник не всегда встречает понимание со стороны дорожников, прихожан и даже самих жителей районов, где он следит за дорогами.

- Некоторые верующие говорят мне, чтобы я лучше молился, чем дороги делал. Конечно, дорогами я заниматься не должен. Мне надо молиться, причащать, служить, исповедовать, посещать своих больных. Это работа священника.
Но пока есть время, Йозеф не сдается и помогает дорожникам в их нелегком труде. Сейчас он курирует обочину на проезде Речников. Наблюдает за участками дорог в Приокском, Соколовке, Карцеве и за городом.
- Когда я спускал лужи в районе Карцево, люди отнеслись эгоистично. Я слив сделал, а люди его засыпали. Боялись, что вода попадет к ним в подпол или огород размоет. Почему в деревнях всегда дорога разбита? Каждый делает бордюр, чтобы вода не попадала ему во двор, - поделился священник.

А как у них?

Йозеф Гунчага предлагает воспользоваться опытом жителей Словакии:

- Вода уходит с дороги по большой трубе, которая сверху накрыта деревянным переходом к каждому дому. Я жил в Камышине Волгоградской области, там рядом много немецких деревень. И повсюду обустроены бетонные желоба для стока воды, поэтому на дороге сухо. А в русских деревнях повсюду лужи, так что после дождя только в сапогах пройти можно.

29 января 2009, 12:20 | Просмотры: 754

Добавить новый комментарий

Для добавления комментария, пожалуйста войдите

0 комментариев