Железная дорога: в дебрях тарифообразования

Владимир Савчук, Заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ); Александр Поликарпо...
Владимир Савчук, Заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ); Александр Поликарпов, Заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ

Коротко о регулировании железнодорожных тарифов

Постараемся разобраться, что такое железнодорожные тарифы и как они влияют на ОАО «РЖД» и экономику России. Согласно ФЗ «О естественных монополиях» железнодорожные перевозки в России должны регулироваться государством, а уровень тарифов ежегодно утверждаться Федеральной службой по тарифам – ФСТ РФ. Сегодня стоимость перевозки грузов по железной дороге формируется из 2-х частей: плата за услугу предоставления грузовых вагонов и плата за предоставление локомотивов и инфраструктуры. Такое разделение произошло в результате реформы железнодорожного транспорта, когда в сегменте вагонного парка были созданы условия для прихода частных компаний.

На данный момент основным парком грузовых вагонов (95%) владеет частный бизнес, операторы грузовых вагонов, то есть в части либерализации вагонного сегмента реформа выполнена в полном объеме, это можно видеть на примере грузоперевозок в Жуковском, где 100% грузовых вагонов - частные.

За ОАО «РЖД» осталось лишь незначительное количество вагонов, необходимое для функционирования самой компании. Однако де-юре ОАО «РЖД» должна предоставлять вагоны по регулируемым тарифам, в отличие от операторов.

По факту же, сегодня ОАО «РЖД» продолжает только единолично владеть и предоставлять услуги локомотивной тяги и инфраструктуры общего пользования (пути, ток из контактной сети и т.п.), что сохраняет за госкомпанией статус естественной монополии, подлежащей государственному регулированию. Также по факту, инфраструктурно-локомотивная часть тарифа утверждается государством, а стоимость услуг по предоставлению вагонов определяется рыночным ценообразованием. В результате, транспортная нагрузка на потребителей услуг железнодорожного транспорта может изменяться гораздо сильнее, чем уровень официальной индексации, так как отсутствует государственный контроль стоимости услуг операторов грузовых вагонов, причем как в меньшую, так и в большую стороны.

Завышена ли индексация железнодорожных тарифов?

Сегодня вопрос индексации тарифов ОАО «РЖД» стоит особенно остро. «Замороженные» на текущий год тарифы только за 9 месяцев уже сформировали у ОАО «РЖД» убытки в размере 24 млрд рублей, а износ инфраструктуры достигает критических отметок. Накануне принятия решения о 10% индексации тарифов существовала развилка во мнениях: рост тарифов должен быть ниже уровня инфляции и поддержать промышленность или все же выше и обеспечить ОАО «РЖД» возможностью перевозить грузы безопасно и в нужном экономике объеме?

Первая позиция - мнение бизнес-сообщества (операторы и грузовладельцы) - состоит в том, что экономическая конъюнктура на рынках продолжит ухудшаться, и, соответственно, промышленности нужна будет поддержка, в том числе и путем продления практики сдерживания роста тарифов на железной дороге. То есть индексация должна быть ниже уровня инфляции.

10 января 2009, 21:58 | Просмотры: 1203

Добавить новый комментарий

Для добавления комментария, пожалуйста войдите

0 комментариев