Причем качество фотоуслуг и набор сопутствующих сервисов растет быстрее ценника на их оказание. Компании стремятся иметь лучшее оборудование, конкурируя за счет большей специализации. Активное включение людей в социальные сети и свойственное молодым людям желание выделиться делают походы в фотостудию для продвинутой молодежи такой же необходимостью, как и визиты в парикмахерские.
О том, что собой представляет рынок студийной фотографии, по каким законам он развивается и к чему стремятся его участники, мы поговорили с фотографом и владельцем одной из наиболее заметных новосибирских фотостудий — Zoom-zoom — Артемом Ионовым.
— Что собой представляет типичный клиент фотостудии?
— Если мы говорим о частной съемке, то мой клиент — это молодая девушка. Это может быть модель, которой нужно фото в портфолио, а может быть студентка, которой подарили сертификат на съемку. Большая часть клиентов — это люди не старше 30 лет. Если и попадаются старше, то их обычно приводят более молодые друзья или дети. Если на фотосъемку приходит парень без девушки, то в ста процентах случаев ему нужно фото на сайт знакомств. Типичная корпоративная съемка — это бизнес-портрет, фото руководства и сотрудников компании на сайт. Это каталожная и рекламная съемка для бутика или интернет-магазина. Крупные организации консервативны и предпочитают работать с одной фотостудией.
— Насколько рынок свободен для прихода новых игроков?
— Рынок растущий, на нем еще ничего не устаканилось. Каждый год открывается пять–шесть фотостудий, правда, примерно столько же — закрывается. Новые компании, конечно, сильнее, у них уже совсем другой подход к бизнесу. Раньше считалось, стоит только купить китайское оборудование, поставить его в офис — и фотостудия готова. Сейчас это уже не работает. Нужно заниматься развитием. Рекламироваться, продвигать студию хотя бы в социальных сетях.
— Каковы основные инструменты конкурентной борьбы на рынке фотостудий?
— Все зависит от того, какова специализация. Каждая студия выбирает одно из трех основных направлений деятельности: частная съемка, коммерческая съемка, аренда фотостудии. Речь идет только о приоритете, поскольку в каждой студии в том или ином виде поддерживаются все эти форматы. Например, есть люди, которые пытаются заниматься только арендой, сами стараются не снимать. Но на практике оказывается, что только за счет аренды развиваться невозможно. И такие студии либо закрываются, либо собственник начинает зарабатывать и на съемке.
— Насколько важно для клиентов, что студия оборудована качественной техникой?
— Это важно, но для узкого круга профессионалов. 90 процентов фотографов не понимают, чем, кроме цены, отличается китайская техника от европейской. А разница в стоимости может отличаться и в пять, и в десять раз. Естественно, услуги хорошо оборудованной студии стоят дороже. Европейская техника — это гарантия стабильного качества. Китайское оборудование дает непредсказуемый результат: оно может не срабатывать, давать свет разной мощности, либо «бить» разной цветовой температурой. Одна пыхнула желтым, вторая — синим. И лицо модели получилось с одной стороны желтое, с другой — синее. Как хочешь, так и выравнивай это потом в Photoshop.
— Сколько сегодня в Новосибирске хороших фотостудий?
— Не больше десяти. Остальные либо полупрофессиональные, созданные при рекламных или модельных агентствах, либо домашние, но они долго не живут. Если сделал для себя — пожалуйста, такая студия может жить и десять лет, а если хочешь сдавать в аренду, то ничего не получится. Фотографы не любят работать в квартирах. Там тесно, там низкие потолки. Чем больше и функциональнее студия — тем лучше. Ведь интерьерная студия — это уже не предел. В отличие от столиц, в Новосибирске нет ни одной фотостудии с аквазалом. Попытки организовать съемку с водой были, но все блекло.
Это должно быть отдельное помещение, пол и стены которого не боятся льющейся с потолка воды. В такой студии можно фотографировать и снимать видео «под дождем». К такому формату студии начнут приходить в ближайшее время, как только рынок насытится возможностями интерьерной съемки.