В рамках деловой программы состоится множество различных мероприятий, в которых примет участие делегация ТПП РФ во главе с вице-президентом Владимиром Страшко. Мнение Палаты, в частности, будет представлено на экспертной панели: «ВСМ в России: производственно-экономическая кооперация на Евразийском высокоскоростном транспортном коридоре «Москва – Пекин».
Вопросы эффективности функционирования и развития отечественной транспортной отрасли остаются одними из самых острых. ТПП РФ и ее профильные комитеты ведут активную работу по целому ряду направлений в этой сфере.
Развитие высокоскоростных железнодорожных перевозок
Так, в марте с. г. в Палате состоялась очередная встреча с депутатами Государственной Думы. Выдвинутые ТПП РФ по итогам предложения касались совершенствования законодательства по развитию высокоскоростных железнодорожных перевозок в России.
В частности, предлагается:
– создание упрощенного порядка подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории для размещения инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, резервирования, изъятия и предоставления земельных участков для размещения инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта (по аналогии с порядком и сроками выполнения указанных мероприятий для строительства олимпийских объектов в г. Сочи);
– установление возможности осуществления проектирования, строительства инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта и предоставления земельных участков для ее размещения параллельно с изъятием земельных участков;
– разграничение полномочий между органами государственной власти и организациями, участвующими в процессе землеотвода для размещения инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта;
– установление специальных правовых условий землепользования при эксплуатации инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта;
– установление ставки НДС 0% в отношении услуг по аренде и использованию инфраструктуры высокоскоростных магистралей, а также услуг по железнодорожной перевозке с использованием этой инфраструктуры при сохранении планируемого уровня тарифов (платы), а также освободить железнодорожную инфраструктуру высокоскоростных магистралей от налога на имущество организаций;
– изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, а также в Устав железнодорожного транспорта в части регулирования ответственности за безбилетный проезд.
В условиях санкций и нарастания кризисных явлений в мировой экономике развитие экономических связей в рамках ЕАЭС и БРИКС требует особенного внимания к решению транспортных и логистических проблем.
Очень дорогая логистика
На сегодня в России логистические расходы в производственном комплексе одни из самых высоких в мире. Общие внутренние и внешние затраты на логистику у предприятий составляют порядка 20% ВВП, в то время как в Китае – 15%, а в Западной Европе – 7-8%.
В европейском рейтинге уровня развития логистических услуг 2013 года Россия получила один из самых низких рейтингов – 90-е место из 160.
Высокий уровень логистических затрат в России связан прежде всего с неэффективностью организации внутренней логистики компаний и транспортно-логистической системы страны в целом, помноженной на огромные расстояния и низкое качество российских дорог, нерациональное размещение многих производств и архаичность организации доставки грузов от производителя к потребителю.
Основная часть услуг в сфере перевозок и хранения грузов, а тем более управления запасами и цепочками поставок в России выполняется собственными транспортно-логистическими службами предприятий-товаропроизводителей, дистрибьюторов или ретейлеров. Ими производится свыше 70% от всего объема логистических операций.
По итогам 2013 года рынок транспортно-логистических услуг в России вырос всего на 3,7%, достигнув в 2013 году объема в 2,1 трлн рублей.
На логистический аутсорсинг (стоимость услуг по транспортировке, экспедированию, складированию, обработке грузов, управленческие услуги) например при осуществлении грузоперевозок Самара приходится порядка 25–30% совокупного объема транспортно-логистического рынка, в то время как в среднем по Европе этот показатель превышает 55%.
По данным Палаты, членам ТПП (товаровладельцам), которые пользуются услугами по перевозке грузов, приходится использовать более дорогой автомобильный транспорт. Что объяснимо: чтобы перевезти 1 вагон груза требуется 3-4 автомобиля (а это 3-4 водителя, 3-4 двигателя и все остальное).