«Сегодня со всех сторон раздается слишком много переживаний по поводу кризиса. Складывается впечатление, что даже эксперты соревнуются уже не в реальных прогнозах, а в том, кто сумеет обосновать более мрачную картину. На самом деле ситуация не настолько критична. Да, она сложная, но в то же время открывает и новые возможности»,— считает директор по производству холдинга Сергей Ильин.
Одной их главных возможностей, с которой, кстати, согласны и многие эксперты, является расширение присутствия на рынке за счет увеличения спроса на продукцию отечественных производителей. Что, кстати, подтверждается и статистикой. В 2015 году пользователи интернета стали вдвое чаще вводить запросы «российская плитка», тогда как в отношении импортной продукции их количество сократилось на треть.
Хотя, конечно, заранее расслабляться не стоит — о планах построить собственное производство в Крыму, на Дальнем Востоке и в соседнем Узбекистане, куда сегодня активно экспортируют продукцию российские предприятия, уже заявил Китай.
«Спорить с рынком или обижаться на него бесполезно,— отмечает Сергей Ильин.— Надо принимать условия, которые он диктует, и стараться максимально обернуть их в свою пользу. Причем делать это постоянно и целенаправленно, а не в „пожарном порядке“».
Для этого, уверен Сергей Ильин, необходимо постоянно проводить оптимизацию, внедрять технологические инновации, которые позволяют снижать себестоимость продукции без потери для качества:
«Совокупный годовой эффект от перехода на отечественные глины составляет 90 млн руб. Но это не единственная инновация, которую мы внедрили за последнее время. Нашей лабораторией, расположенной на шахтинской производственной площадке, например, разработаны бесциркониевые глазурные покрытия. Что, кстати, кроме снижения затрат, существенно повышает экологическую безопасность. Цирконий, используемый для повышения белизны глазури, в то же время обладает естественной радиоактивностью. Если проверить такой уральский керамогранит обычным бытовым радиометром, этот „естественный фон радиоактивности“ будет весьма высок.
Хотя по сертификатам такая плитка в России тоже проходит. Мы же смогли убрать цирконий из рецепта без потери качества цвета. В качестве другого примера могу привести исключение из рецепта дорогостоящих наполнителей из декоративных паст, сумев не только снизить производственные издержки, но и добиться более интенсивного проявления цветовой гаммы красителей. А годовой эффект от этих и более „незначительных“ мероприятий превысил 48 млн руб. только за 2014 – первый квартал 2015 года.