Была также активная экспансия в другие регионы. По открытиям компания Hilton стала первой – мы открыли шесть гостиниц в России и две – в странах СНГ. Количество гостиниц и номерного фонда под международным управлением либо по франшизе увеличилось и у наших конкурентов: Mariott, Carlton, Accor, Intercontinental, Starwood, Golden Tulip. В России тоже есть бренды, которые развиваются по франчайзингу – например, российская компания «Азимут».
Компания Interstate Hotels & Resorts, крупнейшая независимая гостиничная управляющая компания в мире, довольно активно действует на российском рынке – недавно она взяла под управление независимые отели в Сочи. Под ее же управлением находится гостиница «Hilton Moscow Ленинградская». Пока, если говорить о количестве гостиниц под международными брендами, то процент у нас достаточно низкий – всего около 10%. У нас есть большое наследие, построенное в советские времена, некоторые из тех советских гостиниц сейчас реконструируются.
К примеру, та же «Hilton Moscow Ленинградская» была гостиницей «Ленинградская», которая в 2003 году закрылась и находилась в стадии реконструкции, а открылась уже под брендом Hilton. То же самое можно сказать про гостиницу «Украина», которая была мастодонтом советского времени, там было порядка 1000 номеров, а сейчас она работает под другим брендом и номерной фонд у нее в два раза меньше., даже меньше чем у эконом гостиницы Уфы.
Такой небольшой процент выхода международных компаний на российский рынок обусловлен, в том числе, достаточно крупными инвестициями, исчисляющимися миллиардами. Это и есть самый пугающий фактор для инвесторов. Это длинные деньги, а мы в России не слишком привыкли рассчитывать на такую долгую перспективу, мы хотим, чтоб у нас окупаемость была от 20% и более, а окупить бизнес можно было в течение 2-3 лет.
С другой стороны, если строить свой собственный объект на 60-100 номеров, то входной билет для инвестора будет сопоставим с теми деньгами, которые ему потребуются, чтобы строить вместе с брендом, так как бренд помогает избежать очень многих ошибок и в начале пути, и в дальнейшей работе.
В целом, наш «внутренний» гость становится все более требовательным к качеству сервиса, к уровню оснащения отелей, к тому или иному бренду. То есть рынок неизбежно движется в направлении увеличения количества объектов известных международных сетей. Возвращаясь к Hilton и к количеству гостиниц, которые мы планируем открыть в 2015 году, то мы вновь идем на рекорд, правда, пока только по сравнению с количеством открытых гостиниц в предыдущие годы в России. В Турции, например, ежегодно открывается намного больше гостиниц, чем у нас.
Возможно, правда, некоторое замедление в части ввода в эксплуатацию новых объектов, но в целом, прогноз на 2015 год солидный. Все гостиницы находятся в стадии строительства, недавно мы открыли Garden Inn Уфа, и там же запустили совместно с группой компаний «Основа» отель Hampton by Hilton.