Путешествия: Страдать или нет – решать тебе

Пока в России вступал в права кризис, а доллар колебался между 60 и 70 рублями, я собрала свои немногочисленные сбережен...
Пока в России вступал в права кризис, а доллар колебался между 60 и 70 рублями, я собрала свои немногочисленные сбережения и отправилась в путешествие. Идея была такая – начать год (говорят, он будет сложный) с чего-то необычного и воодушевляющего. Поэтому на две с половиной недели я поселилась в буддийском лесном монастыре в Таиланде.

Tam Wua Forest Monastery – международный медитационный центр випассана. Считается, что это та самая медитация, которой 2500 лет назад в Индии учил Гаутама Будда. В переводе с древнеиндийского языка пали Vipassana означает – видеть вещи такими, какие они есть на самом деле. То есть, без призмы собственных эмоций. Ведь по буддизму именно из-за неконтролируемых страстей мы страдаем и чувствуем себя несчастными.

Випассана же преподается как универсальное средство (то есть существует вне религии, подходит представителям всех конфессий и атеистам) от страданий. Это не значит, что в жизни человека, практикующего ее, перестанут происходить неприятности и сложности. Считается, что випассана с помощью специальных техник учит относиться к этим вещам спокойнее. Ты можешь страдать по поводу неразделенной любви, а можешь не страдать – решать тебе.

Не кури, не ругайся матом и не ешь после полудня

Tam Wua Forest Monastery находится на севере Таиланда в провинции Мае Хонг Сон почти на границе с Бирмой. Довольно большая территория монастыря расположилась в ущелье между горами.

Из-за этого здесь потрясающие рассветы и очень холодные ночи. Tam Wua – один из немногих медитационных центров, которые принимают без предварительной регистрации. Приехать сюда может любой желающий и на любое время. Проживание и вегетарианское питание – бесплатно. В конце своего пребывания можно оставить в специальной коробке пожертвование – сколько можешь и считаешь нужным. Европейскому человеку все это может показаться странным.

Я тоже ехала в монастырь с волнением и беспокойством: а вдруг он закрылся или изменились правила? А если я им не понравлюсь? Сколько нужно оставить денег?


Но монастырь стоял на месте и по-прежнему принимал всех желающих. От тебя нужно всего лишь на простом английском объяснить кто ты, зачем ты приехал и соблюдать местные правила. Они довольно простые: не пей алкоголь, не кури, не прелюбодействуй, не ругайся матом, не лги, содержи в чистоте себя и свое жилье, помогай при уборке монастыря, медитируй и совершай тому подобные благостные вещи, а плохие не совершай.
Режим дня довольно свободный, да и за его соблюдением никто не следит. Монастырь просыпается в 5:00. К 6:30 ученикам нужно прийти в общий зал на утреннее подношение риса монахам. Так сложилось, что буддийские монахи не могут сами себе брать еду, а живут только за счет подаяний.

Поэтому каждое утро мы накладывали и подавали им пищу. После утренней «большой вечеринки» – так в шутку называл подношение риса веселый и добрый аббат монастыря Пра Луангт – завтракают ученики. Еда – рис и тушеные овощи с соевым мясом. По подобной схеме обед в 11:00. Это последний прием пищи в монастыре. Не скрою, для меня это стало серьезным испытанием, но вполне выносимым. Для тех, кто сильно страдает без еды после полудня, рядом с монастырем работает магазин, где можно купить перекус. Три раза в день примерно по два часа проходят медитации, между ними – свободное время.

Его можно потратить на личные занятия, чтение, уборку, прогулки по территории монастыря – она большая и очень красивая: цветущие деревья, газоны, скалы, пруды с большими карпами, почти везде слышно журчание горной речки. Словом, санаторий.

Не верь в Будду, верь в себя

Монахи рекомендуют остаться в монастыре минимум на 10 дней. Это важно для достижения эффекта от практики медитации. Но довольно много людей приезжают сюда и на меньший срок. Видимо, чтобы вкусить буддийской экзотики. Кто-то, наоборот, живет в монастыре месяцами. Я решила остаться на две недели. Раньше опыта медитаций у меня не было, если не считать пребывание в «позе трупа» (шавасане) в йоге. Забегая вперед, скажу, что по философии, техникам расслабления тела и ума випассана очень напоминает классическую хатха-йогу.

В монастыре практикуют три вида медитаций: сидячая, лежачая и ходячая. Релаксация достигается с помощью специальных техник. Некоторые из них похожи на упражнения известного немецкого психиатра начала XX века Иоганна Шульца. Напомню, что он разработал так называемую аутогенную тренировку, во время которой человек достигает ощущения разливающегося по телу тепла и тяжести в конечностях. Это не только приятно, но и полезно – расширяются кровеносные сосуды и улучшается кровоснабжение, проходят головные боли и мышечные спазмы, которые часто приводят к проблемам в спине. В медитации, кроме расслабления тела, необходимо достичь и определенного состояния ума, когда останавливается внутренний диалог. Считается, что в это время мозг отдыхает, как во сне.

Поэтому люди, практикующие медитацию, могут спать по три-четыре часа в сутки. Достичь спокойствия ума гораздо сложнее, чем расслабить тело, но эффект потрясающий. Видимо, для того сотни людей и едут в монастырь. Но, если коротко резюмировать все советы и лекции монахов, которые я услышала, получится довольно простая и универсальная рекомендация: не верь в Будду, верь в себя и медитируй, медитируй, медитируй.

13 января 2009, 14:47 | Просмотры: 575

Добавить новый комментарий

Для добавления комментария, пожалуйста войдите

0 комментариев