В глобальном рейтинге вузов Швейцария вышла на второе место

В глобальном рейтинге Universitas 21 за 2015 год система высшего образования Швейцарии неожиданно поднялась на второе ме...
В глобальном рейтинге Universitas 21 за 2015 год система высшего образования Швейцарии неожиданно поднялась на второе место. Особенно впечатляющим является достигнутый ею успех в сфере международных академических связей. Удержит ли Швейцария свои позиции после прошедшего в феврале прошлого 2014 года анти-иммиграционного референдума?

Недавно группа американских исследовательских институтов составила независимый глобальный рейтинг вузов Universitas 21 (U21). Результатом этого исследования стало неожиданно занятое Швейцарией второе место в списке из 50-ти стран. Это означает, что Конфедерация, уступая только США, опередила даже Великобританию, не говоря уже о своих ближайших соседях Германии, Франции и Италии, оказавшихся во втором, а то и третьем десятке.

В последнее время в мире наблюдается своего рода увлечение разного рода статистическими рейтингами, каждая страна пытается использовать такую методику, которая была бы особенно благоприятна для отечественных вузов. С этой точки зрения рейтинг Universitas 21 может быть вдвойне интересным, тем более, что он значительно отличается от таких традиционных списков лучших вузов, как Times Higher Education (THE) и Шанхайский рейтинг.

В их рамках оценивается система высшего образования в целом, и, как правило, швейцарские университеты входят там в топ-20 или топ-40. Здесь же вдруг Швейцария неожиданно совершила мощный прыжок вперед, оказавшись сразу на втором месте. Что это, хитрая подтасовка или действительно отражение объективной реальности?

«То, что рейтинг Швейцарии был повышен с шестого до второго места, частично объясняется значением, которое исследование придает такому показателю, как финансовая автономия университета, хотя, что касается Швейцарии, улучшения отмечены там во всех областях», — говорит руководитель проекта U21 Росс Уильямс (Ross Williams) из Университета Мельбурна (Австралия), по совместительству владелец компании - трансферы по Швейцарии.

«Секрет успеха Швейцарии заключается, похоже, в том, что ее университеты специально нацелены на развитие международных академических связей, кроме того, они развивают и поддерживают контакты с бизнесом и реальной экономикой, а также с другими международными исследовательскими центрами». Впрочем, и в швейцарских вузах далеко не все идеально. Так, соотношение долевое соотношение мужчин и женщин в швейцарских университетах было оценено как весьма неудовлетворительное.

«Не только для элит, но для всех»

Корина Вирт (Corina Wirth), советник швейцарского Государственного секретариата по делам образования, исследований и инноваций (Staatssekretariat für Bildung, Forschung und Innovation, SBFI, структурное подразделение Минэкономики) результаты рейтинга U21 оценивает позитивно, отмечая при этом, что швейцарская образовательная политика традиционно уделяет особое внимание именно развитию международных академических связей, будучи нацеленной, в частности, на активное продвижение сотрудничества с иностранными партнерами в области инноваций. Но несколько критических замечаний есть и у нее.

«Мы рады подтверждению высокого уровня нашей образовательной системы, но мы не должны переоценивать этот результат», — сказала в интервью порталу swissinfo.ch. «Критериев оценки было много, они учли большую часть особенностей нашей системы высшего образования, но тем не менее кое-какие аспекты остались за бортом». Например, такой показатель, как ресурсная база ВУЗов, оказался в рамках данного рейтинга в два раза более весомым, нежели все остальные критерии.

«То есть всё зависит от выбора приоритетов, и я не исключаю, что критерии можно отрегулировать так, что Швейцария сразу окажется на первом месте», — указывает К. Вирт, подчеркивая то, на что мы уже обратили внимание в самом начале: мир сейчас просто охвачен гонкой вузовских рейтингов, неоднозначна и их репутация. В то время как одни приветствуют рейтинги в качестве полезных и нужных ориентиров, другие критикуют тот факт, что университеты и вузы чересчур уж озабочены задачей занять в рамках этих рейтингов как можно более высокое место.

Составители рейтинга Universitas 21 согласны со всеми этими доводами, и все-таки они полагают, что их методика имеет полное право на существование. «Она предполагает качественно более широкий взгляд на систему вузовского образования, нежели традиционные университетские рейтинги», — подчеркивает один из разработчиков рейтинга U21 Гаэтан де Рассенфосс (Gaétan de Rassenfosse). Cейчас он занимает позицию проректора Федеральной высшей политехнической школы в Лозанне (EPFL) по научной, инновационной и международной работе, а также по вопросам интеллектуальной собственности.

Так в чем же особенность рейтинга U21? «Такие рейтинги, как Times Higher Education (THE) и Шанхайский рейтинг ориентируются на несколько передовых университетов, смысл и назначение которых состоит в подготовке национальных элит. Однако не менее, а то и более важно для данной страны иметь хорошее массовое образование. Этот аспект практически никем еще не исследовался как следует, и вот именно на него-то и проливает свет рейтинг U21», — подчеркивает Гаэтан де Рассенфосс.

Антонио Лоприено (Antonio Loprieno), ректор Базельского университета и член правления Швейцарской ассоциации университетов, считает, по своей методике этот рейтинг способен более адекватно выделить как раз то, что является решающим преимуществом в рамках швейцарского массового образования, а именно, его «дуальную» природу, которая делает одинаково престижными как академическую карьеру по маршруту начальная школа – гимназия – университет – наука, так и рабочую карьеру от школы через производственное ученичество к высшему техническому образованию.

В большинстве европейских стран, кроме немецкоязычных, такая система не принята, там действительно «престижное образование», открывающее дорогу к социальному и карьерному росту, до сих пор можно получить только в университете. Впрочем, как говорит Антонио Лоприено, рейтинги вузов очень важны, поскольку они играют роль аналитического инструмента, позволяющего проанализировать данную систему высшего образования во всей ее полноте, с учетом всей сложности внешних и внутренних особенностей и взаимосвязей.

7 июня 2015, 17:46 | Просмотры: 589

Добавить новый комментарий

Для добавления комментария, пожалуйста войдите

0 комментариев