По данным Росстата, в I квартале 2015 г. объем грузов, перевезенных автомобильным транспортом, сократился на 9,4%, в марте он упал на 9,3% до 391,4 млн т. Регистрация новых грузовых автомобилей полной массой 3,5 т за I квартал снизилась на 41%, говорится в материалах Национального агентства промышленной информации. Российский рынок грузовиков полной массой 14–40 т в целом сократился на 62% до 9200 шт., сказано в сообщении ОАО «Камаз», продажи самого «Камаза» упали на 49%.
Отрасль автомобильных грузоперевозок в России находится в глубоком кризисе, констатирует председатель совета НП «Грузавтотранс» Владимир Матягин: «Причины общеизвестны – это системный экономический кризис и спад производства, продовольственное эмбарго, демпинг со стороны нелегальных перевозчиков и политические факторы». Реальное падение рынка в 2014 г. он оценивает в 35–40%.
У грузовых компаний за первые четыре месяца 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года поставки товаров и грузов из Китая упали почти в 2 раза.
Причины падения доходности в своей компании в 2015 г. перечисляет Андрей Майоров, гендиректор DPD в России: «Во-первых, снизился вес отправок в связи с влиянием кризиса на бизнес клиентов. Во-вторых, увеличилась доля отправок сегмента b2c, где вес отправки ниже, чем в сегменте b2b. В-третьих, сейчас мы осваиваем новые для нас эконом-секторы из сегмента b2b. И разрабатываем спецпредложения для удержания старых и привлечения новых клиентов из-за их более жестких требований к уровню логистических затрат».
По оценке заместителя гендиректора ООО «Миларин» Антона Носкова, средняя рыночная доходность автомобильных грузоперевозок начиная с III квартала 2014 г. составляет 3–4%: «Из-за девальвации рубля стоимость запчастей для грузовиков выросла минимум на 20%, но отыграть повышение и поднять цены мы не можем из-за конкуренции».
По словам опрошенных участников рынка, цены на перевозки держатся на уровне 2012 г., снижаясь в отдельных сегментах. Так, тарифы на контейнерные перевозки упали на 30% за последние три года: доставка одного контейнера из Москвы в Петербург подешевела в среднем с 60 000 до 40 000 руб., приводит пример Матягин.
В сегменте внутрироссийских перевозок тарифы практически не изменились, поэтому на фоне инфляции 2014–2015 гг.
Можно говорить о фактическом снижении рублевых тарифных ставок на 10–15% за год, подтверждает Тимур Ратников, директор департамента транспортной логистики «Молкома». В курьерской службе TopDelivery тарифы не повышались уже два года, при этом рост издержек в 2015 г. составил 15% на одно грузовое место, говорит гендиректор службы Кирилл Ягодкин.
Продовольственное эмбарго, введенное правительством РФ в августе 2014 г., ударило по бизнесу международных перевозчиков, больше всего пострадали те, кто возил продукты из Европы. Объем международных автоперевозок в 2014 г. сократился на 2,7 млн т (8%) из-за снижения импорта на 12,5%, в 2015 г. падение только усилилось, говорит представитель Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП). За прошлый год из-за эмбарго и экономического кризиса количество грузоперевозчиков, имеющих допуск на международные линии, сократилось на 3500 до 63 600 компаний, добавляет он.
Скандинавское направление за 2014 г. снизилось на 28% и сейчас остается на том же уровне, незначительно выросли Белоруссия и прибалтийские страны за счет реэкспорта, говорит заместитель начальника Северо-Западного представительства АСМАП Константин Шаршаков. По его словам, международные автоперевозчики вынуждены либо перенастраиваться на внутренний рынок, либо ставить машины в гараж. При этом с регистрации автомобили их собственники пока не снимают (как было в кризис 2008–2009 гг.), надеясь на возобновление роста.
«Импорт из Европы на автомобилях снизился на 20–40% за год в зависимости от направления и типа товаров», – говорит Ратников. С этими данными соглашается Майоров: «Обесценивание рубля подтолкнуло экспортеров – их объемы уменьшились незначительно. Запросы клиентов в данный момент переориентируются с Европы на Китай, как по экспорту, так и по импорту. Клиенты начинают искать более дешевые виды перевозки, в том числе автомобильные, поэтому спад на этом направлении практически не заметен». Количество заказов из Китая в DPD за год выросло на 15%, из стран СНГ (Армения, Киргизия, Азербайджан) – на 10–12%.
Товарный объем импорта из ЕС сократился на 40% за год, но выросли потоки в страны Центральной Азии и Таможенного союза, говорит менеджер по международным перевозкам FM Logistic Иван Головко. «Например, все крупные ритейлеры прицениваются и присматриваются к поставкам свежих овощей, фруктов и орехов из Ирана, количество запросов на перевозки на Кавказ удвоилось», – добавляет он.
Контейнерные перевозки в Европу в ООО «Миларин» упали на 40%, внутрироссийские выросли на 25–30%, говорит Носков: «70 машин с международных рейсов ушли на внутренний рынок, не все авто удалось задействовать – 15% сотрудников компании ушли в отпуск». По словам Носкова, тем автоперевозчикам, которые не обременены лизинговыми и кредитными платежами, сейчас проще ставить машины в гараж и ждать, когда рынок восстановится. У многих перевозчиков около 50% автомобилей простаивают из-за падения грузооборота, добавляет он.
Сейчас речь не о доходности, чтобы работать в ноль при текущих условиях – надо быть героем, говорит гендиректор ООО «АК «Автотранспортное предприятие № 5». Автопарк «АТП 5» – 35 машин, девять из которых находятся в лизинге. С мая компания не выполняет рейсы. Буланьков решил закрыть бизнес в связи с падением грузопотока и возросшими издержками. По информации НП «Грузавтотранс», с начала года только с рынка Петербурга ушло около 20 автоперевозчиков. Компании, которые вынуждены были переориентироваться на внутренний рынок, ужесточили конкуренцию – это еще одна причина низких цен на рынке, говорит Матягин.