Не так давно загорелся покупкой наручных часов. Безаппеляционно, мой выбор сократился за счет того, что обязательным критерием отбора стало — произведено в России, в прямом смысле этого слова. Ну и конечно наличие ремешка для наручных часов кожаного.
Уже после поверхностного изучения материала, стало понятно, что крупнейшие российские часовые заводы распались на мелкие фирмы, а образовавшийся вакуум на рынке быстро, и в подавляющем большинстве, заполнился недорогой швейцарской и японской продукцией.
Если не брать глубокую историю вопроса, а развитие часовой отрасли имеет древние корни, то к началу 1980-х годов советская часовая промышленность достигла своего максимального развития.
В СССР действовали 14 крупных часовых заводов, выпускавших знаменитые марки часов: «Полет», «Ракета», «Восток», «Чайка», «Командирские», «Молния» и другие. Кроме того, бытовые часы выпускались как дополнительная продукция на некоторых приборостроительных заводах. В год выпускалось до 70 миллионов часов различного назначения.
Около 15−20 миллионов часов шло на экспорт. Особенностью экспорта СССР было то, что качеству продукции, предназначенной для внешних рынков, уделялось гораздо большее внимание, чем тем же товарам внутри страны. Советские часы, поставлявшиеся за границу, не выделялись передовым дизайном или богатым украшением. Однако они были качественно собраны, надежны и относительно дешевы. Во многих странах часы с клеймом «Сделано в СССР» пользовались большим успехом.
Для часовой отрасли были свойственны все особенности, вызванные плановой экономикой СССР. Качество одних и тех же моделей часов различалось на разных заводах. По этой причине внутри страны были очень востребованы часы в экспортном исполнении.
Также очень ценились закрытые от продажи серии часов, в основном предназначенные для армии, где существовали очень строгие технические требования и стандарты приемки. Мало внимания уделялось дизайну, из драгоценных металлов в производстве часов использовали только золото. Практически не было часов украшенных драгоценными камнями. Отсутствие конкуренции и реальной борьбы за потребителя ограничивало внедрение новых моделей. Изоляция от ведущих мировых производителей оборудования тормозила внедрение новых технологий.
К сожалению, после 1990 года, когда в стране начали происходить масштабные изменения, некогда мощная часовая индустрия пришла в упадок. Часовые заводы, расположенные в России, практически полностью прекратили свою деятельность, известные торговые марки приобрели новых владельцев.