Белгородский бизнес-класс - в тесноте и в обиде

Белгородская реформа пассажироперевозок, похоже, вполне заслуженно с первых же дней получила название «маршрутные войны»...
Белгородская реформа пассажироперевозок, похоже, вполне заслуженно с первых же дней получила название «маршрутные войны».

Недавно со страниц одной местной газеты, финансируемой из бюджета, прозвучал недвусмысленный посыл: для того, чтобы обзавестись приглянувшейся «полянкой», достаточно достать из штанин тугую пачку банкнот. Подумаешь, лес! Подумаешь, интересы жителей! Бесславный журналистский опус касался ситуации с застройкой Ольшанского леса, которой мы уже давали соответствующую оценку на страницах журнала4. Но, похоже, что и транспортная реформа, затеянная в Белгороде, идет по знакомому сценарию - власти почему-то заняты не созданием равного конкурентного поля, а расчисткой все тех же «полянок для избранных».

Иначе как можно объяснить тот факт, что, имея на руках решение Арбитражного суда Белгородской области, подтвердившее легитимную деятельность «нелегальных» перевозчиков, транспортные компании «Таксопарк» и «Спутник» продолжают подвергаться нападкам, а их водители - еще и разбойным нападениям? К слову, такое давление на бизнес выдерживают не все. Некоторые водители перешли на другие маршруты, кто-то отправился работать к конкуренту, а кто-то и вовсе отступился - продал автобусы и ушел из криминализированного бизнеса.

Вернемся к законности происходящего. Резолютивная часть судебного решения по делу №А08-9251/2014 гласит: «Отсутствие у ОАО «Таксопарк» договора на осуществление транспортного обслуживания населения, заключаемого с органом местного самоуправления, не образует состава административного правонарушения». Истцом в судебном процессе выступало УМВД России по Белгородской области. Аналогичный иск подавала и мэрия, но затем отозвала его.

- Мы, конечно же, рады нашей победе в арбитраже, но судей не пришлось бы отвлекать от работы, если бы чиновники умели читать документы, которые они сами же и издают, - считает юрист Евгений Плешков, представляющий интересы опальных перевозчиков.

По его мнению, статья 5 Закона Белгородской области «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Белгородской области» прямо указывает на то, что конкурс на право заключения договора на осуществление транспортного обслуживания населения должен проводиться лишь для перевозчиков, занятых на международных и меж-субъектных маршрутах, начинающихся с территории Белгородской области. Для осуществления же пассажирских перевозок внутри региона необходимо лишь иметь лицензию. Компании «Таксопарк» и «Спутник» лицензии имеют. Причем, бессрочные. Но их упорно продолжают выдавливать с рынка.

«Маниакальное стремление властей отрегулировать частный бизнес, когда в городе умирает общественный транспорт, мне искренне непонятно», - говорит предприниматель Сергей Бочарников. Перевозками он занимается уже более 17 лет и считает, что рынок сам прекрасно регулирует количество перевозчиков. В этом деле, как и во всем, хороша «золотая середина». Плохо, когда транспорта много - создается неразбериха, начинаются конкурентные войны, гонка за клиентом, зачастую нарушаются правила безопасности. Но нет ничего хорошего и в том, когда транспорта не хватает, и люди ждут на остановках по 30-40 минут.

- Привязка к расписанию возможна только в сельских районах, где транспорт ходит 4-5 раз в день. В городской среде это не уместно, - считает Бочарников. - Человек должен подойти на остановку и через 5-7 минут (максимум через 10) уехать в нужном направлении. Эта схема отработана годами

и никаких недовольств до последнего времени ни у кого не вызывала. Но, видимо, белорусским ученым, разработавшим по заказу белгородской администрации схему развития маршрутной сети Белгорода и его пригородной зоны, виднее, как и на чем белгородцам следует передвигаться.

Трудно не согласиться с мнением перевозчика. Дооптимизировались уже до того, что количество транспорта с начала реформы сократилось почти вдвое - с 1160 до 643. Опальные перевозчики считают, что это сделано сознательно, чтобы выдавить их с маршрутов. «Отжатая» доля рынка отойдет «нужной» компании, аффилированной с властью, которая со временем, возможно, вновь нарастит то количество транспорта, от которого сейчас власти избавляются якобы по рекомендациям белорусского научного института.

- Власти в инициированной ими же «транспортной войне» совсем позабыли о пассажирах, ради которых вроде бы и затевалась вся эта реформа, -говорит перевозчик Вадим Орехов. -Своим запретом въезда пригородных маршруток в город мэрия нанесла удар, прежде всего, по самой незащищенной части населения - студентам, пенсионерам, детям, обычным работягам, вынужденным совершать ежедневные поездки в областной центр на учебу и на работу, к местам медицинского обслуживания, и переплачивать теперь за проезд. Ради кого тогда реформируется рынок перевозок, если и бизнесу стало тесно, и пассажиры в сплошной обиде?

Отдельная история - курс мэрии на обновление подвижного состава. Водителям, если они хотят по-прежнему работать на маршруте, предложили пересесть с ПАЗов на новенькие «Marcopolo», приобретя их по договорам лизинга за 2,5 млн рублей у компании «Белкомтранс» - той самой, что сейчас имеет весомую долю на рынке городских пассажирских перевозок.

-Я звонила заводу-изготовителю. Там мне назвали цену на 800 тысяч дешевле, - утверждает частный предприниматель Валентина Танеева. - «Навариться» на себе я никому не позволю. На мой взгляд, «хлипкие» «Marcopolo» ничуть не лучше запрещенных ПАЗиков. К тому же, запчасти на «иностранцев» найти проблематично - возятся только под заказ. Будешь запчасть месяц ждать, простаивать, а лизинговый платеж 70 тысяч тем временем «капает». И это здоровая конкуренция?

Не видит здоровой конкуренции на рынке пассажирских перевозок и Сергей Бочарников. Осталось только несколько фирм по заказу автобуса в Белгороде, сказал он на встрече с журналистами.

- Оппоненты меня часто спрашивают, почему моя компания участвовала в конкурсных процедурах раньше, а прошлым летом проигнорировала муниципальный конкурс? Да, действительно, раньше участвовали, хотя по закону это не обязательно. Но тогда были понятны правила игры, нам давали заработать на кусок хлеба, - поясняет перевозчик. - Сейчас же условия договора с муниципалитетом мне видятся кабальными. Полностью отказаться от автобусов «ПАЗ» и приобрести автобусы «Marcopolo» нас обязывают уже к середине 2015 года. В случае невыполнения этих условий (а выполнить их очень сложно) на компанию налагается штраф в 1 млн рублей. Задушить с помощью нескольких штрафов наш бизнес не составит никаких проблем.

Конечно же, перевозчики, попавшие в немилость, готовы обновить транспорт, но сделать это постепенно и без посредников. Свое право на труд они намерены отстаивать и далее. В ближайшие дни - в форме митинга в Москве перед зданием Правительства РФ и одиночных пикетов перед въездом в Кремль.

Такая активная деятельность по защите собственных прав, похоже, не оставила равнодушной столичную комиссию МВД, которая работала по жалобам маршрутчиков в Белгороде в середине января. Представители отдела дознания Главка МВД подняли 38 отказных дел по фактам грабежа, насильственных действий, самоуправства. 36 дел по результатам проверки были возвращены на повторное рассмотрение в органы полиции.
Источник: http://abireg.ru/n_45582.html

9 мая 2015, 17:18 | Просмотры: 617

Добавить новый комментарий

Для добавления комментария, пожалуйста войдите

0 комментариев