Есть ли минералы в минеральной воде? Йод – в йодированной? И кислород – в кислородной? За что мы платим, покупая бутилированную воду? Идеальная вода – существует ли она на самом деле? Ответы на эти вопросы – в нашем расследовании:
Разносчик бактерий
То, что в школьном кулере могла быть вода, угрожающая здоровью детей, кажется невероятным. Такую воду выбирает все больше офисных работников и домохозяек, полагая, что большие бутылки и удобное оборудование – гарантия качества того, что мы пьем.
Соблазн делать деньги из воды привлекает все больше и больше предпринимателей. Интернет-магазины воды превращаются в огромные супермаркеты.
'Этот рынок – он привлекателен для инвесторов, привлекателен для производителей', - считает вице-президент Евразийского альянса бутилированных вод Евгения Анно.
В этом московском офисе работает 600 человек. Ежедневно сотрудники выпивают 150 литров воды из кулера. В месяц получается более 3 тонн воды.
'Мы, конечно, ориентировались на химический состав воды и на те показатели, которые компании нам предоставляют. Это было изначально. А потом, конечно, вкусовые качества воды тоже важны, потому что если вода невкусная, то, конечно, сотрудникам она не нравится. У нас жалоб не было за все это время', - говорит менеджер по работе с персоналом Ольга Зайцева.
На школьную воду раньше тоже не жаловались, но когда началась проверка, обнаружили массу нарушений.
Так что же содержится в воде из кулера: полезные вещества, как гласит реклама, или отрава? Эксперты утверждают, под красивой этикеткой может быть все, что угодно, например, обычная водопроводная вода.
'Питьевая вода, даже бутилированная, некоторая, производится не из той воды, которая из скважин берется, а вода, которая берется, в том числе, из источников централизованного водоснабжения. То есть, грубо говоря, из крана. И это достаточно известные марки', - отметил директор экспертного департамента некоммерческого партнерства 'Росконтроль' Максим Рудаков.
'Просто поступает производитель по принципу 'пипл схавает': просто льют все, что попало. Она же уже получила медаль, поэтому можно ссылаться до конца жизни на медаль и лить водопроводную воду, даже без доочистки', - добавил гендиректор Главного контрольно-испытательного центра питьевой воды Юрий Гончар.
Молодая мама Ольга Арестова решила разобраться в многообразии кулерной воды и выбрать для своей маленькой дочки самую лучшую. Ольга выяснила, что питьевая вода бывает двух категорий – первой и высшей.
Вода высшей категории должна добываться из природных источников и содержать фтор, йод, калий и кальций. Эти элементы производитель должен добавить в воду сам и только потом отправлять ее потребителю. Таковы нормативы.
А вот водой первой категории, как выяснилось, действительно может быть и вода из крана, но прошедшая глубокую очистку. Такая вода не должна вредить, но пользу приносить не обязана.
Для своей семьи Ольга выбрала лучшую, на ее взгляд, воду: артезианскую высшей категории. Только молодая мама еще не в курсе, что этикетка – хоть и документ, но к содержимому тары иногда отношения не имеет.
'Все говорят: 'Читайте этикетку'. Мы сегодня на этикетке можем написать и то, что нужно, и то, что не нужно, и правду, и неправду', - утверждает директор компании-производителя бутилированной воды Александр Кофман.
'Из всех исследований, проведенных 'Росконтролем' за последние шесть месяцев, статистика такова, что две трети товаров тем или иным образом не соответствуют требованиям безопасности, фальсифицированы, где-то что-то еще', - говорит Максим Рудаков.
Мы заказали точно такую же воду в том же интернет-магазине, что и Оля. Проверим в лаборатории, соответствует ли этикетка содержимому бутылки. Вместе с этой водой на экспертизу мы отправим еще пять образцов: талую, родниковую, детскую, минеральную столовую и воду из-под крана, прошедшую через обычный фильтр шунгитовый. Каждой присвоен номер, а конверт с исходными данными запечатаем: эксперты не будут знать, что проверяют – ни марку, ни разновидность воды. А значит, даже малая вероятность подтасовки результатов исключена.
'Мы проверяем кого – производителей или лабораторию – интересно? И то, и другое!', - рассказывает Юрий Гончар. Экспертиза покажет, можно ли верить на слово производителям. Есть ли минералы в минеральной воде, и можно ли давать детям детскую воду. Но все по порядку.
Артезианская вода
Артезианскую воду должны добывать под напором из-под земли на глубине от 100 метров до километра. Такая вода считается полезной, потому что не подвергается внешнему воздействию. Но, по мнению экспертов, даже под землей может быть много сюрпризов.
'Любую воду из подземного напорного источника называют артезианской. В ней может быть что угодно, это может быть вообще концентрированный рассол с какими-нибудь токсичными элементами, а может быть и вода с оптимальным минеральным составом', - говорит врач-гигиенист Андрей Мосов.
Кроме того, вопреки нормативам, в бутылку с надписью 'Артезианская' производитель может налить воду из поверхностных источников или из водопровода. Может быть, поэтому увидеть производство артезианской воды оказалось непросто. Десяток производителей воды Москвы и Подмосковья от участия в съемках этого фильма отказались без объяснения причин.
'Наверное, может, что-то там неправильно. Там есть какие-то системы очистки, есть изготовление водопроводной воды. И поэтому, наверное, вас не пускают никуда', - считает директор компании-производителя бутилированной артезианской воды Сергей Попокин.
Древние источники
Показать, как добывают артезианскую воду, нам смогли только на одном, не очень крупном, предприятии. Директор мини-завода не скрывает, что артезианская скважина, из которой он добывает воду, уже отметила 50-летний юбилей.
'Глубина скважины, из которой добывается вода,120-130 метров. В 1953 году, когда основывался санаторий, вырыли эти скважины, было все очень здорово, хорошо, чистенько', - рассказывает Сергей Попокин.
Но он убежден, что скважина родом из Советского Союза переживет и его самого, возраст не главное, важнее, что делают с водой после добычи.
'Со скважины вода поступает в емкость накопительную. Выключаются насосы погружные, и из этой емкости вода начинает поступать на систему фильтрации', - поясняет Попокин. Очень важно не переборщить с очисткой: вода должна сохранить природные свойства, избавившись от веществ, которые в воде быть не должны.
'Система фильтрации представляет собой… Первый фильтр – это умягчение; второй фильтр забирает железо; и следующий фильтр – это угольный фильтр, который забирает всякие запахи ненужные и тому подобное', - говорит Сергей Попокин.