Тем более на станцию «Парк Победы». Ходят легенды, что автоматические двери отделяют тоннель от зала метро здесь не просто так. Якобы ее строители видели не то чертей, не то троглодитов, облюбовавших подземные просторы. И чтобы обезопасить пассажиров, возвели железные кордоны, так чтобы ни одна нечисть не вылезла из преисподней. Учитывая, что где-то над станцией в блокадные годы стоял крематорий, история выглядит правдоподобно.
А еще в Интернете пишут, что горизонтальные лифты - так в разговорной речи называют станции закрытого типа - ленинградские конструкторы придумали на случай, если вода из залива просочится в метро. Двери на время перекроют потоки, и люди успеют выбраться по эскалатору.
Вилы, серебряные пули и надувные круги на инструктаже почему-то не выдали.
- В тоннель спускаться только через дверь защиты, - лишь предупредили сотрудники станции. - Напряжение на контактном рельсе отключено, но все равно к нему лучше не прикасаться.
Первым делом осмотр помещений, к которым ведет загадочная лестница в самом центре зала станции. Загадочная, потому что куда же еще ниже и посторонним вход туда запрещен.
Внутри маленькая комнатка размером едва ли пять на пять метров. В ней стол, а у стены шкафы, нашпигованные электроникой.
- Это пункт управления автоматическими дверьми, - объясняет сотрудник подземки.
Электроника внутри шкафов синхронизирует между собой время, очередность и скорость открытия и закрытия дверей вагонов поезда и станции.
- Раньше двери были другими - металлическими, - говорят работники метро. - Створки весили килограммов по сто. А сейчас «пластмассовые».
В зале станции ничего подозрительного не видно. Лишь рабочие перебирают механизмы створок. Двери в тоннель нараспашку.
- Створка ведь по четыреста раз в день открывается, - пояснили они «Комсомолке». - Вот и приходится трижды в месяц все проверять.
Вниз, как инструктировали, спускаемся через дверь тоннеля защиты. Воздух немного сыроват. В обе стороны расходятся светящиеся дорожки из лампочек. А перед глазами табличка с надписью «Конец станции». Перешагиваем.
- Вы куда? - окрикивают рабочие.
- А что, там что-то секретное?
- Нет, Купчино.
После «Парка Победы» станции с раздвижными дверями построили на Петроградке, потом на Васильевском острове, в центре, добрались и до окраин. Всего в Ленинграде на долгую память потомкам оставили десять станций закрытого типа: «Звездная», «Московская», «Парк Победы», «Петроградская», «Василеостровская», «Гостиный двор», «Маяковская», «Площадь Александра Невского I», «Елизаровская», «Ломоносовская».
Первой из них - «Парку Победы» -
29 апреля исполнится полвека. Казалось бы, опыт собран богатый, все выводы уже сделаны. Но периодически в России находятся люди, которые предлагают вернуться к закрытым станциям. Правда, сейчас оправдывают установку дверей не экономией, а безопасностью, которая в принципе, если задуматься, такой же миф, как и троглодиты, живущие под землей. Как заверили нас сотрудники метро на выходе, с потусторонним миром на работе они не сталкивались. Некогда.
- Автоматические створки не такие безопасные, как иногда полагают, - развевает иллюзии пресс-секретарь метрополитена Юлия Шавель. - Точно так же в зазор между вагоном и перроном может провалиться нога, а людей, которые спешат и нарушают правила, ударить дверью. И даже немного больнее.
- А зачем же тогда их ставили? - ненавязчиво подводим к вопросу о нечисти и прочих суевериях, но в ответ получаем вполне рациональный ответ.
- Советские метростроевцы так экономили на облицовке.
Станция «Парк Победы» - первая в Советском Союзе и, возможно, в мире с автоматическими створами - строилась при Хрущеве. Тогда в моде было все неброское и недорогое: дома, получившие прозвище генсека, квартиры. И даже станции метро перестали отделывать мрамором и прочими излишествами, как при Сталине. Неизвестно, сколько сэкономили «деревянных» строители, но проблем потомкам оставили массу.
- Содержание таких станций обходится дороже, чем обычных, - продолжает Юлия Шавель. - Нужен специальный персонал, да и из-за ограниченного количества дверей мы не можем пустить составы больше, чем из шести вагонов. Поезда из восьми вагонов курсируют только по красной ветке.