Стоит ли ждать, что вслед за укреплением курса рубля на валютном рынке начнут снижаться цены на автомобили?
16 декабря 2014 года за один евро давали больше 100 рублей. В стране царила паника, люди не знали, что им делать с рублями и готовы были тратить их на что угодно. В том числе и на машины. Конец декабря вошел в историю автомобильной России под характерным названием «хапун» — покупатели сметали все подряд. Но затем цены на автомобили начали стремительно расти, продажи рухнули (о том, что делается для стабилизации ситуации, читайте во второй части статьи).
Однако в 2015 году курс рубля начал укрепляться и сейчас цена 1 евро составляет «всего» 55-56 рублей. Поэтому многие предполагают, что и цены на автомобили тоже будут снижаться такими же стремительными темпами. Однако этого не происходит! Некоторые компании даже признаются, что они не планируют делать свои модели дешевле. «Сохранение текущих цен должно помочь компании компенсировать финансовые потери, которые были связаны с постоянными изменениями курса рубля», — честно заявили в Land Rover. И подавляющее большинство других производителей придерживаются такой же позиции.
Предлагаем пенсионерам, которые копят на автомобиль, узнать как пенсионеру получить кредит \из замечательной статьи сайта favorit-credit.com
Хотя формально все у нас прекрасно — согласно данным агентства «Автостат», в апреле цены на свои автомобили снизили аж 38 компаний! Однако в подавляющем большинстве случаев речь идет о том, что производители объявили о скидках на машины 2014 года выпуска (собственно говоря, это происходило всегда). Кроме того, часто цены уменьшились лишь на несколько процентов и на ограниченный круг моделей. Например, новый Renault Logan подешевел на 3,6-4,5%, Sandero на 3,6-5,2%, Sandero Stepway на 3,7-4,2%.
Volkswagen Polo седан стал дешевле на 33 тысячи рублей, а Citroen дает скидку на Citroen С4 Aircross и С4 седан 200 тысяч рублей. Но больше всех порадовал Opel — на седан Insignia скидка составляет 800 тысяч! Настоящий подарок для статистики. Однако нужно помнить — «Опель» уходит из России, это финальная распродажа. И рассматривать столь могучую скидку как свидетельство устойчивого тренда явно не стоит.
Причин, по которым не стоит рассчитывать на какое-то серьезное снижение цен в ближайшие месяцы, несколько. После декабрьского обрушения курса рубля все производители напуганы. Кризис в российской экономике никуда не делся, санкции никто и не думал отменять, отношения с Европой и США напряженные, до разрешения украинского кризиса еще далеко. Да и российские чиновники периодически делают информационные вбросы, которые не способствуют вере в светлое будущее: «необходимо сократить выплаты работающим пенсионерам», «рубль укрепился слишком сильно», «власти „могут проесть“ весь Резервный фонд за полтора года» и так далее.
Плюс к этому, нет уверенности в том, что стоимость нефти долгое время удержится хотя бы выше уровня 60 долларов за баррель. А ведь все российские бюджеты ранее верстались исходя из предположений, что нефть будет стоить больше 100 долларов. Так что все понимают — сегодня евро может стоить 55 рублей, а через неделю уже 60 или 65.
Да и почему все сравнивают нынешний курс евро с тем, что был на валютном рынке 16 декабря? Ведь рубль начал падать гораздо раньше. Ниже приведем динамику курса рубль-евро (все курсы приведены на 15 число каждого месяца):
А ведь многие компании практически не увеличивали свои цены в период с осени 2013 по ноябрь 2014 года, хотя тогда курс вырос с 44 до 59 рублей или на 33,8%! Да и если сравнивать с сегодняшним днем, то окажется, что в период с 15 ноября 2013 года по 28 апреля 2015 года курс рубля упал на 24%! А теперь посмотрите, насколько подорожали автомобили за последние полгода... Как раз на те самые 20-30%! То есть автомобильные компании просто компенсировали потери, которые они ранее понесли. И кстати. Если сравнить рубль с долларом США, то выяснится, что падение российской валюты составило с ноября 2013 года... 58,8%! Было 32,68 руб., а стало 51,92 руб!