Беспилотные КамАЗы обвешанные камерами появятся на российских дорогах в 2017 году

Как стало известно, Минпромторг намерено выделить на создание беспилотного КамАЗа порядка 18 миллиардов рублей. Как расс...
Как стало известно, Минпромторг намерено выделить на создание беспилотного КамАЗа порядка 18 миллиардов рублей. Как рассказала “Известиям” Ольга Ускова, президент IT-компании Cognitive Technologies, непосредственный исполнитель проекта беспилотного грузовика, автономные КамАЗы будут стоить на 10–15% дороже аналогичных “пилотируемых” машин.

По ее словам, на первых порах технологии будут не очень самостоятельными. Планируется, что уже к 2017 году появится 1 тысяча КамАЗов со всевозможными ассистентами от слежения за разметкой и состоянием водителя до автоматического торможения перед препятствием. Опытный образец, для которого планируется построить полигон в Татарстане, обещают показать уже в этом году. 'Известия' пишут, что разработка программы новой для России отрасли беспилотных транспортных средств фактически консолидировалась вокруг автомобильной группы КамАЗ.

Мы же при этом не можем не отметить, что это не первый отечественный проект беспилотного грузовика. Студенческое конструкторское бюро “Аврора” и одноименная компания, созданные представителями Рязанского радиотехнического университета, уже не первый год испытывают в разных условиях своего авторобота в виде ГАЗели в сотрудничестве с концерном ГАЗ. Система их беспилотного автомобиля совершенствовалась в течение нескольких лет: она способна получать информацию об окружающей обстановке от многочисленных датчиков и камер видеонаблюдения. Установку и монтаж камер видеонаблюдения предполагается осуществить на одном из заводов нашего города Рязани.

Глаза робота – система сканеров. Трехмерный дальномер, или попросту “лидар”, непрерывно вращается вокруг оси и дает объемную 3D-картину происходящего. Беспилотная ГАЗель распознает людей, здания, деревья. 2D-сканер дает информацию о преградах, которые возникают непосредственно на пути. Затем компьютер принимает решение о скорости движения и дальнейшем маневрировании. Акселератор, сцепление, тормоза и рулевое колесо управляются при помощи электроприводов специальными контроллерами. По словам директора компании КБ 'Аврора', их ГАЗель проехала в автономном режиме несколько сотен километров на различных полигонах концерна ГАЗ. И она же представляла Россию на европейском конкурсе роботизированной техники European Land-Robot Trial.

'Мы участвуем в испытаниях, в соревнованиях роботов, они как правило проходят несколько дней. Это необходимо для того, чтобы в разных погодных условиях и в разное время суток посмотреть на надежность работы систем в полях, на пересеченной местности. Здесь множество нюансов: пыль, дым, дождь пошел, затемнение, блики, солнышко зашло за тучу — все это существенно изменяет картину среды в представлении робота. И здесь вот эти все нюансы нужно накопить, обучить, чтобы машинное обучение произошло вот здесь. И сделать это компактным опять же не позволяет существующие ограничения в тех же технологиях вычислительных', — сказал директор компании ООО 'Конструкторское бюро 'Аврора' Станислав Голь.

Стоит оговориться, что и на беспилотной ГАЗели, и на испытательной платформе, которую КБ 'Аврора' привезла в Сколково на Конференцию по робототехнике, — и там, и там сенсоры в точности такие же, как и на гуглмобилях, и эпплмобилях, и еще нескольких беспилотных автомобилях, которые тестируют крупные автоконцерны типа Toyota, Ford, Volvo, Tesla и многие другие. Однако, несмотря на совершенную технику, прогресс в этой отрасли небыстрый.

'Стандартный набор датчиков у всех одинаковый. Техника шагнула уже далеко, электромеханика уже давно превосходит человеческие возможности: экзоскелеты, роботы, андроиды. Сенсоры видят глубже и шире в разных спектральных направлениях. Но в целом проблема состоит в том, чтобы создать программное обеспечение, программу искусственного интеллекта, которая сможет со всем этим управиться. И здесь шажки идут маленькие. То есть в принципе мы сейчас сидим на пороге ожидания, когда математика выдаст нам что-то такое революционно новое, что позволит нам преодолеть этот барьер', — заявил Станислав Голь.

По мере усовершенствования распознавания машиной условий окружающей среды возникали все новые задачи. Необходимо, чтобы автомобиль не только следовал по маршруту с определенной скоростью и выдерживал заданную дистанцию до впереди идущей машины (это уже реализовано в системах активного круиз-контроля), но и реагировал на внештатные ситуации: типа пешеходов-нарушителей или, например, не перепутал бумажный пакет на дороге с камнем, как это периодически происходит с беспилотным автомобилем от Google. И, кстати, надо признать, что с гуглмобилем сравнение не совсем справедливое: беспилотная машина от Google все время нуждается в подключении к интернету, в то время как ГАЗель разрабатывается как абсолютно автономный вариант.

'Сейчас мир находится на стадии накопления этого опыта в реальных условиях. Потому что даже, казалось бы, объезд пня в траве представляет огромную задачу', — заключил Станислав Голь.

Кроме ускорения обработки данных и решения вопроса с практическим применением беспилотников на колесах еще предстоит определить и юридический статус автомобилей без водителя. А этот процесс, учитывая специфику работы законодателей в любой стране, может затянуться на годы.

22 января 2009, 22:56 | Просмотры: 704

Добавить новый комментарий

Для добавления комментария, пожалуйста войдите

0 комментариев