Русская Верховая - сегодня ее редко где можно увидеть. Старожиловский конный завод – единственный в России, где занимаются разведением старинной породы.
В годы Великой Отечественной погибло почти все поголовье. Породу пришлось воссоздавать заново. Чистокровных лошадей привозили буквально по одной из разных регионов страны. И вот теперь – уже в мирное время – завод, имеющий статус 'памятник архитектуры федерального значения', разваливается на глазах.
Здание строилось по проекту Федора Шехтеля еще в конце XIX века. Последний капитальный ремонт проводили в 1993 году. В крыше зияют огромные дыры, большинство окон разбиты. Находиться в помещениях не то что лошадям, людям опасно.
'Не далее как полтора года назад произошел такой случай, при котором чуть не погиб человек. Человек стал запускать лошадь в манеж, и после него 15 тонн кирпичей и различного строительного материала обвалилось. Манеж сразу наполнился пылью.
Испугался очень человек, испугалась очень лошадь. Благо, что это не закончилось трагически', - рассказал начальник конной части Старожиловского конного завода Владимир Фролов.
70% построек завода находятся в аварийном состоянии. В самой конюшне нет отопления. В холодные зимы вода замерзает прямо во время кормления. Владимир помнит, как в самые тяжелые времена ему приходилось ездить по дворам и буквально выпрашивать сено. Нет стройматериалов, рабочих – одним словом финансирования.
'Вот то, что они стоят в аварийных помещениях, очень холодно зимой, - это, конечно, сказывается и на здоровье, и на зажеребляемости, и на потомстве в будущем, которое у нас будет. Потому что простывают жеребята те же. Кашляют, болеют, приходится лечить', - отметила бригадир Наталья Калинина.
Завод находится на балансе в региональном управлении Госкомимущества. Но там о проблемах коневодческого комплекса то ли не знают, то ли знать не хотят. Ведь полное восстановление обойдется в 61 миллион рублей. Заказывать стройматериалы в Туле или Рязани для ремонта никто не собирается.
'Нет финансирования элементарно. И говорить о каком-то развитии невозможно, то есть нет техники для обработки полей, нет ремонта в помещениях и пол провален. Если он ровный, то жеребенок, рождаясь, стоит на ровном полу. Это как ребенка поставить в кривые туфли и потом ждать что у него будут прямые ноги, это неправильно', - подчеркнула руководитель Центра высшей школы верховой езды Александра Корелова.
Сергей приезжает сюда из Санкт-Петербурга почти каждый месяц. Профессиональный коваль-кузнец, он совершенно бесплатно помогает следить за лошадьми. Таких добровольце, как он, здесь хватает. Своими силами стараются подлатать щели, утеплить конюшни. Но на одном энтузиазме далеко не уедешь. А вот на Русской Верховой – до самого олимпийского пьедестала. Легкие и грациозные – лучшие результаты представители этой породы показывают в выездке. Вот только на Старожиловском конном заводе, в его манеже с дырявой крышей вряд ли возникнет желание оттачивать пиаффе и пассажи.