Железная дорога Четверг, 23:0 26 марта 2015 499

Спрос на участки около железной дороги вырос

В секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова, курирующего фонд, не считают, что его участки пользуются невысоким спросом. «Общая экономическая ситуация для строительного рынка действительно непростая, — сказал представитель Игоря Шувалова. — Но, по данным самого РЖС, 215 проектов в 52 субъектах, 30 млн кв. м строящегося жилья, четыре домостроительных завода и еще 11 на подходе, 140 ЖСК с господдержкой в более 30 субъектах и не менее 500 застройщиков в качестве участников в прошедших тендерах при всем желании вряд ли можно назвать низкой активностью».

Отвечая на вопрос о том, почему застройщики недостаточно активно участвуют в торгах Фонда РЖС, один из федеральных чиновников посетовал на жадность девелоперов. «Многие застройщики хотят получать прибыль в 30–40%, а строительство жилья экономкласса дает возможность заработать только около 5–10%. Поэтому органы исполнительной власти ведут работу над тем, чтобы строительство бюджетного жилья было привлекательным для рынка», — заявил он.

Формально фонд заявленные показатели — обеспечивать продажу земельных участков в подмосковье не менее 30% жилищного строительства в России — действительно выполняет. На сегодняшний день на землях РЖС строятся и проектируются 29,8 млн кв. м жилья. Но реально построено на участках фонда за пять лет, с 2010 до 2015 год, всего 4,1 млн кв. м. жилья. По данным Минстроя, всего в России в 2012 году было построено 65,74 млн кв. м жилья, в 2013-м – 70,5 млн кв. м, в 2014 году – 81 млн кв. м.

Несмотря на это, в Минстрое работу фонда оценивают положительно. «Проблема дефицита земельных участков для строительства была серьезным тормозом для развития отрасли в период 2008–2009 годов, — говорят в министерстве. — Фонду РЖС удалось достичь существенных объемов вовлечения в оборот федеральных земельных участков и создать условия для строительства на них жилья, в том числе экономкласса».

Бумажные стройки

О неэффективности работы фонда впервые заговорили в 2013 году. Бывший министр регионального развития России Игорь Слюняев (ныне Албин), выступая на Всероссийской строительной ассамблее, сравнил масштаб участия Фонда РЖС в российским строительном рынке с математической погрешностью.

В феврале 2014 года по распоряжению премьер-министра Дмитрия Медведева председателем Фонда РЖС вместо Жукова был назначен министр строительства и ЖКХ Михаил Мень. В декабре 2014 года стало известно, что в правительстве принято решение об объединении Фонда РЖС и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) под единой управляющей компанией. «Их ресурсы будут объединены, чтобы оптимизировать работу в сфере жилищного строительства и ипотечных программ», — комментировал Михаил Мень. В частности, в Минстрое ожидают, что новый институт сможет привлекать больше средств для развития ипотеки. «Практика показала, что объединение РЖС и АИЖК значительно усилит эффективность программ доступного жилья, — говорит представитель секретариата Шувалова. — Строительство жилья, оторванное от его продажи, является проблемой».

Законопроект о слиянии РЖС и АИЖК уже подготовили в Минстрое, 3 марта он опубликован на сайте regulation.gov.ru Новая структура станет называться Агентством жилищного развития. Согласно законопроекту, в рамках работы нового агентства АИЖК получит полномочия органа управления Фондом РЖС, который будет переименован в Федеральный фонд жилищного и инфраструктурного строительства. Дочерней организацией новой структуры станет Агентство финансирования жилищного строительства, которое будет привлекать инвестиции в строительство коммунальной инфраструктуры. Объединение предполагает кадровые сокращения в АИЖК и РЖС на 10 и 30% соответственно.

Вам может быть интересно