Весной городская администрация проведет мониторинг улиц на соответствие нормативам освещенности... К такому решению главу администрации Олега Булекова подтолкнули неутихающие споры, возникшие после того, как по программе повышения энергоэффективности старые натриевые и ртутные лампы уступили свое место на улицах новым светодиодным плафонам.
Ранее на страницах нашей газеты вышла статья «Освещение на улицах Рязани не соответствует санитарным нормам?». Публикация получила много откликов, в том числе и негативных. «Комсомолку» обвинили в том, что мы проводили исследования, не зная методики измерений и пользуясь древним советским люксметром Ю16, не прошедшим предварительную регламентную поверку. В этих словах была доля истины... Только ведь отважились мы на публикацию собственных замеров не потому, что хотели безоговорочно очернить светодиоды, а чтобы соответствующие службы и структуры более пристально обратили внимание на обозначенные проблемы. И нужно сказать, это сработало, во всяком случае, отчасти.
Удар по глазам
В редакцию позвонил рязанский инженер Игорь Кудинов и рассказал, что у него в распоряжении есть люксметр Konica Minolta, прошедший месяц назад поверку, а так же сварочный инвертор кемпи, с помощью которого можно устанавливать люксометр на рязанских улицах. Читатель готов потратить вечер для того, чтобы подтвердить или опровергнуть «комсомольские» цифры. Еще раз напомним, что в прошлой публикации мы не высказывали претензий к качеству светимости новых светодиодных светильников (кроме тех, что вышли из строя), а говорили о неравномерности распределения светового потока. Главная проблема обновленного уличного освещения заключается именно в том, что оно превращает проезжую часть в полосатую зебру. Подтверждению (или опровержению) нашей теории «зебристости» мы посвятили два с половиной часа.
С первых минут знакомства с Игорем стало понятно, что работать будем с исключительно серьезным человеком — помимо люксметра он привез два светоотражающих жилета, которые призваны были обезопасить наше пребывание на дороге.
— Конечно, на стопроцентную достоверность претендовать мы не можем, — пояснил наш компаньон. — Измерения по правилам должны проводиться при сухом асфальте, не допускается наличие снега и сугробов на обочинах. Но все же попробуем максимально приблизиться к истине — разобьем исследуемые участки на контрольные точки (см. графики).
Новые замеры на Окском проезде, как ни странно (хотя мы в этом и не сомневались), полностью совпали с замерами двухнедельной давности, сделанными «Комсомолкой». Все те же 70 люксов под фонарем (даже 77 лк) и падение до 2,7 лк в темной полосе между двумя фонарными столбами. Более того, под соседним столбом люксметр показал запредельные 103,4 лк(!). Представляете, какие удары переносят наши глаза при движении по этой дороге...
В шахматном порядке
— При постоянной смене условий освещения глаз вынужден приспосабливаться, — отмечает офтальмолог Наталья Спирина. — Большие затруднения у водителей возникают при резких изменениях освещенности дороги. От резкого засвета сетчатки зрение может даже пропасть на доли секунды. Правда, для этого требуется более сильный и направленный источник света, чем обычное уличное освещение. Кроме того, при малейшем изменении светового фона водитель вынужден напрягать глаза, что приводит к быстрой утомляемости. Для глаз естественна адаптация к постоянному уровню освещенности дороги.
— Если внимательно изучить сайт производителя подобных светильников, — прокомментировал Игорь Кудинов, — то можно обратить внимание, что в рекомендациях по установке плафонов есть один немаловажный пункт —фонари размещаются над проезжей частью в шахматном порядке... В Рязани такая проектировка улиц — редкость.
Теперь давайте более внимательно изучим СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение». В документе есть несколько параметров... В первой публикации мы ориентировались исключительно на среднюю освещенность дороги (измеряется в люксах) и выяснили, что, несмотря на такую «зебристость» нового уличного освещения, оно полностью вписывается в заданные стандарты. Но есть и еще один не менее важный показатель, который мы прежде упустили — равномерность распределения освещенности дорожного покрытия. Вычисляется он довольно просто — минимальный показатель, замеренный люксметром на участке, делится на среднее суммарное значение. При показателе 0,25 для дорог категории «В», к которым относится исследуемый Окский проезд, равномерность распределения освещенности дорожного покрытия здесь составляет только 0,12 единицы, что в два раза ниже нормы (!).
Представленная ситуация отнюдь не единичная — в Рязани много участков, где в вечерние часы проезжая часть превращается в настоящую полосу препятствий для наших глаз
Мнение «За»
Председатель Совета ветеранов УГИБДД по Рязанской области Владимир Конкин:
— Новое освещение значительно улучшило обстановку на улицах Рязани, и это не только мое мнение. Большинство инспекторов дорожного движения также отмечают, что работать в темное время суток стало гораздо комфортнее.