Автобусы Среда, 7:36 14 октября 2015 345

В Рязани за сутки на маршрутах ломаются и ремонтируются порядка 20 автобусов?

«Комсомолка» выясняла сколько лет самому юному рязанскому «Икарусу».

Пока городские власти из года в год говорят об оптимизации системы общественного транспорта, Рязань неуклонно становится городом маршруток. Дважды в день рязанцы отчаянно штурмуют маршрутные такси, которые на глазах превращаются в «резиновые». При этом в автобусах такой давки нет. Почему же рязанцы из двух зол выбирают меньшее?

«Если нам дадут команду, мы, может быть, вытесним и маршрутные автобусы»
Оглядываясь на соседние полумиллионники, видно, что Рязань не одинока в своей проблеме развития системы гортранспорта. Однако мы — один из немногих областных городов центральной России, где еще сохранилась более-менее развитая автобусная сеть. Тверь, например, маршрутки заполонили полностью, составив из них более 90% общественного транспорта. Так что посадка и высадка пассажиров производится до остановок и после, во втором ряду проезжей части и на трамвайных путях. В России сложно найти город, у которого можно поучиться организации системы общественного транспорта. То ли дело, например, европейская Прага с ее разумным решением транспортного вопроса. Наземными перевозками в городе занимаются 24 маршрута трамвая, пригород и спальные районы обслуживают около 300 автобусных маршрутов, включая ночные. Рязань же от трамваев отказалась в 2010 году.

В Рязани муниципальными автобусами ведает «Автоколонна №1310», в которой насчитывается 157 единиц подвижного состава. Для сравнения, в середине 60-х годов рязанский автопарк состоял из 300 автобусов. В городе действует 21 муниципальный автобусный маршрут, на который ежедневно выезжает не более ста машин. При этом коммерческих маршрутов в Рязани в два раза больше, а задействовано в частных перевозках, по данным горадминистрации, около 1000 маршрутных такси 70 частных перевозчиков.
— Нас сильно подводит коммерческий транспорт. Если у нас выезжает 85-100 единиц, то маршруток — тысяча. А время стоит дорого, народ не ждет, когда приедет автобус или троллейбус. При одинаковой цене в 16 рублей они садятся в первую попавшуюся маршрутку. Конечно, лучше с комфортом доехать, чем ждать запаздывающий автобус. Но такова стратегия города. Если нам дадут команду «фас» — нарастить выпуск до 150 машин — мы, может быть, вытесним и маршрутные автобусы, — считает сотрудник ремонтной мастерской, в которой над автобусами проводится ремонт и удаление вмятин без покраски.

Мы обратились за комментариями к руководству предприятия. Однако за две недели упорных и ежедневных звонков в приемную директора Николая Воронина, а также регулярных визитов в Автоколонну нашему журналисту так и не удалось застать директора на месте: то он на территории, то мужчин поздравляет, то еще где-то. К откровенному разговору о состоянии своего автопарка он, видимо, еще не готов. Но если Николай Александрович все же найдет в своем плотном графике пять минут, мы готовы его выслушать.

Тем временем, как нам пояснили в горадминистрации, в 2012 году город на 25% сократил число автобусов коммерческих перевозчиков. Между тем, острой заинтересованности местной власти в развитии муниципальной транспортной системы пока не заметно. Очевидно, городу выгоднее иметь тысячу маршруток вместо двух сотен автобусов и такого же количества троллейбусов.

По информации сотрудников ремонтного цеха автоколонны, в среднем, за сутки сходят с маршрута около 20 автобусов. Кому-то техпомощь оказывается на месте, а для более длительного ремонта транспорт буксируют в цех. Например, в момент написания статьи ожидало починки около 30 автобусов. Однако 20 единиц техники находится в резерве. В автоколонне заверяют: поломка автобусов не вызывает перебоев в расписании движения — на замену сломанного в рейс тут же выезжает исправный транспорт. Однако как оно на самом деле бывает, вы можете судить сами.

Нас перевозят автобусы, списанные немцами 20 лет назад
В настоящее время около половины автопарка полностью обновлено, однако попадаются и ретро-экземпляры — например, «Икарус-280» 1980 года выпуска. Самому же «молодому» «Икарусу» рязанского автопарка в этом году исполнится 25 лет. Всего в автоколонне 39 «гармошек» и 11 коротких «Икарусов-260». Остальную часть составляют отечественные марки — ЛиАЗ, Нефаз.
— В советское время за четыре года полностью обновляли автопарк, а сейчас последние обновления — это 5 ЛиАЗов низкопольных для города в 2012 году и 6 ПАЗов для пригорода в 2013-м, — поделился механик автоколонны с 30-летним стажем работы.

По данным экспертов, Рязань стоит на третьем месте в России по количеству работающих «Икарусов». Нас опережают только миллионный Екатеринбург и Тольятти с 40 «Икарусами-280», 18 из которых — служебные. В Москве же, для сравнения, на 13-ти «гармонях» бесплатно развозят гастарбайтеров. Еще в России «Икарусы» используются для перевозки граждан в Сыктывкаре и закрытых городах Снежинск и Первоуральск. Около десятка линейных автобусов осталось в Вологде, Курске и Брянске. Между тем, во всей соседней Белоруссии осталось всего 4 ходовых «Икаруса- 280». По данным сайта www.fotobus.msk.ru, на территории бывшего СССР наберется не более 350 ходовых «гармоней» из поставленных с конвейера 31 874 единиц.

Бесспорно, по части долговечности «Икарусам» конкурентов трудно найти. И ЛиАЗы, и «ПАЗики» 30 лет вряд ли прослужат. Только гордиться здесь нечем. По советским нормам срок эксплуатации автобуса составлял 8 лет, после чего его списывали. А приобретенные для Рязани «Икарусы» уже были однажды списаны в Германии 20 лет назад, в том числе и по причине несоответствия экологическим требованиям. Добавьте к этому неприспособленность к российским условиям и износ временем. Десять раз перекрашенные и перелатанные автобусы дважды в год проходят ТО и каким-то чудесным образом подтверждают соответствие нормам безопасности. При этом зимой пассажиры и персонал промерзают до костей, а летом задыхаются пылью.
— О комфорте нет и речи. Одна печка на весь салон, все дырявое, водитель газанет, и вся гарь летит в салон, — рассказывает кондуктор «Икаруса-280». — Когда я прихожу с работы, дочка говорит: «Мама, от тебя автобусом пахнет». Работа неблагодарная.

Что касается безопасности, по статистике, в самый аварийный период — зимний — около 50 автобусов попадает в аварии, после чего по неделе восстанавливаются. Не будет лишним вспомнить нашумевшее ДТП с участием городского автобуса, произошедшее год назад в Рязани у остановки «Цирк». Пострадавший автобус стоимостью 3 млн. рублей до сих пор стоит в ремонтном цехе. Также в январе 2014 года региональное управления МЧС сообщало о возгорании «Икаруса» в автоколонне.

Тем временем сотрудники Автоколонны, оценивая свою работу, на похвалы не скупятся.
— Предприятие работает на «отлично», несмотря на самые тяжелые условия, в которые мы попадаем. Январь для нас — тяжелый месяц. За 12 дней новогодних праздников выручка составила всего 2,5 млн. рублей. А это наша двухдневная норма, — поделились в АК 1310.

Глава региона Олег Ковалев неоднократно отмечал, что старая техника обходится дорого и предлагал «Автоколонне 1310» составить конкуренцию коммерческим перевозчикам. Для этого городу нужно увеличить бюджет и закупить по лизинговой программе не 5, а 20 автобусов.
Надежду оставляет утвержденная на 2014-2020 годы подпрограмма по развитию городского пассажирского транспорта. В ее рамках предусмотрена покупка низкопольных автобусов и троллейбусов. Между тем, в городском бюджете 2015 года не предусмотрено средств на обновление подвижного состава пассажирского транспорта. Хочется, чтобы городские власти вспомнили, что главная цель городского пассажирского транспорта — не коммерческая, а удовлетворение потребности горожан в перевозках. Изменений к лучшему ждать не приходится, пока городские власти делают ставку на развитие частных перевозок, а муниципальный транспорт содержится в плачевном состоянии.

Число маршруток планируется сократить
Около половины пассажирских перевозок в Рязани осуществляют маршрутные такси. В сентябре 2014 года в Рязани приняли положение о муниципальном контроле в транспортной сфере. Инспекторы получили право проверять соблюдение коммерческими перевозчиками требований, установленных муниципальными правовыми актами. Помимо плановых и внеплановых проверок за перевозчиками начали следить при помощи навигационной системы ГЛОНАСС-GPS.

По программе оптимизации 2011-2012 годов 97% 13-местных «ГАЗелей» заменили иномарками, вместимостью от 22-х до 30-ти человек. Между тем, перевозчикам предстоит погасить кредит за новые машины до 2017 года. В мае того же года истекает срок их договора с горадминистрацией на организацию перевозок. Именно тогда у городских властей появится возможность обязать коммерческих перевозчиков перейти на более вместительный транспорт.

По данным горадминистрации, работа с коммерческими перевозчиками о постепенном переходе на автобусы большей вместимости проводится уже сейчас. По мнению членов городской комиссии по безопасности дорожного движения, переход на более вместительный транспорт приведет к сокращению парка. Если маршрутки будут ходить реже, а численность муниципального транспорта не увеличится, то вряд ли это нововведение можно назвать оптимизацией.


Вам может быть интересно