Железнодорожный цугцванг за стальными дверьми

В России восстановили движение электричек: сегодня, 10 февраля, на маршруты вышли последние 25 поездов, отменных с начал...
В России восстановили движение электричек: сегодня, 10 февраля, на маршруты вышли последние 25 поездов, отменных с начала года.

Всего РЖД попыталась закрыть 312 маршрутов, не обсудив это с вышестоящим руководством, так сказать за закрытыми стальными дверьми, но на прошлой неделе президент Путин распахнул двери этой организации и раскритиковал это решение потребовав в кратчайший срок восстановить движение пригородного железнодорожного транспорта в полном объеме.

Глава РЖД Владимир Якунин в своем живом журнале завил, что вмешательство президента поставит жирную точку на неопределенности и бесконечных дискуссиях о том, нужен или не нужен стране пригородный железнодорожный транспорт и за счет каких источников финансирования он сможет нормально развиваться.

Возможно, главе РЖД в сложившейся ситуации все совершенно ясно, однако в регионах никакой определенности не просматривается, наоборот, местные власти застыли в подвешенном состоянии и ждут разъяснений из федерального центра. Так как именно решения федерального правительства и усугубили кризис, медленно уничтожающий сферу пригородных перевозок в течение последних четырех лет.

До 2011 года эта сфера находилась в ведении непосредственно РЖД, и ее убытки и затраты на ремонт, например на стальные двери, дешево купить которые было главной целью РЖД, компенсировались за счет грузоперевозок. В 2011 году железнодорожники начали создавать сеть пригородных компаний по интересной схеме: ОАО «РЖД» выступило учредителем этих компаний и сдало им в аренду подвижной состав, а также обязало платить за использование инфраструктуры. По сути, РЖД сама у себя арендует и сама себе платит за собственную инфраструктуру, получая при этом еще и деньги из госбюджета: поскольку, пригородный транспорт выполняет социальный заказ, то региональные власти обязали компенсировать его убытки. При этом методики расчета разработаны РЖД, являются внутренними документами и никому для ознакомления не предоставляются.

В результате сразу после создания пригородных компаний началось сокращение сети: например, только в Челябинской области за 3 года количество электричек уменьшили в 2 раза – со 111 до 59. Областные власти сочли последнюю цифру оптимальной и дальше ужимать сеть не собирались – некуда.

Однако в конце 2014 года федеральное правительство приняло решение увеличить долю регионов в плате за инфраструктуру: сбор, который пригородные компании должны платить РЖД, до 2015 года на 99% компенсировался из федерального бюджета и на 1% – из регионального. Теперь региональную долю подняли в 25 раз – до 25%. При этом сумма, закладываемая в региональные бюджеты, на организацию пригородных перевозок из года в год практически не меняется. В той же Челябинской области это 100 миллионов рублей. И если раньше область из этой суммы тратила на инфраструктуру 3 миллиона 750 тысяч в год, то сейчас должна заплатить 94 миллиона, то есть почти всю заложенную на год сумму, и только за то, чтобы вагоны РЖД ездили по рельсам РЖД и останавливались на вокзалах РЖД.

А есть еще плата за то, чтобы в этих вагонах южноуральцы ездили по приемлемой для них цене, а не по той, что перевозчик считает экономически обоснованной. Разница в этих ценах и есть те самые убытки, которые региональный бюджет должен возмещать пригородной компании. Свердловская пригородная компания (СПК ) предъявила Челябинской области за 2014 год 180 миллионов убытков (в бюджете, напомним, заложено только 100 млн.) Единый тарифный орган подтвердил лишь 106 миллионов рублей, но железнодорожники настаивают на своем, спор, скорее всего, будет решаться в суде, и если СПК докажет обоснованность претензий, Челябинской области придется выплатить недостающие 80 миллионов. На 2015 год сумма убытков заявлена на прежнем уровне – около 180 миллионов рублей. Итак, в наступившем году железнодорожники хотели бы получить от южноуральского правительства не менее 360 миллионов рублей. И это без учета того, что РЖД собирается поднять стоимость аренды подвижного состава.

Поскольку предусмотренная в бюджете сумма почти в 4 раза меньше той, что требуют железнодорожники, СПК отказалась заключать договор с правительством Челябинской области более чем на 3 месяца. Аналогичная ситуация складывается и в других территориях: в регионах, где денег у властей не хватало на компенсации перевозчикам, за два года отменили почти 900 поездов. В целом, по оценке РЖД, субъекты федерации задолжали им более 36 миллиардов рублей. На текущий год лишь чуть более половины регионов продлили договоры на работу электричек, 7 из них смогли заключить договоры всего на 1-3 месяца. Железнодорожники упирают на то, что им приходится «гонять» пустые составы: мол, не пользуются люди электричками, а они терпят убытки.

При этом ни региональные власти, ни сами железнодорожники никак не могут точно рассчитать пассажиропотоки и реальные затраты: у первых, похоже, нет желания, у вторых – возможностей. «Мы неоднократно предлагали СПК оборудовать вагоны электричек специальными датчиками, которые позволили бы точно зафиксировать количество пассажиров, но они отказываются, – говорят в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Челябинской области. – Нам приходится отправлять своих сотрудников в конкретные составы и просто считать пассажиров по головам. Понятно, что подобный вариант мониторинга позволяет сделать лишь приблизительные выводы, но даже так понятно, что реальный пассажиропоток гораздо выше, чем заявляют железнодорожники».

Движение электричек восстановили, но финансовая проблема так и осталась нерешенной: за чей счет банкет, никто не говорит. Якунин, судя по его высказыванию, считает, что президент обяжет расплатиться регионы. В территориях же надеются, что федерация возьмет часть затрат на себя: как минимум, вернется к прежней схеме возмещения платы за инфраструктуру, снизив региональную долю с 25% до 1%. Еще одна надежда – изменится поход к формированию тарифов.
«Например, в 2013 году расходы «Свердловской пригородной компании» составили 550 миллионов рублей, и только 121 миллион – это собственные расходы. Все остальное ушло на оплату аренды подвижного состава, плюс НДС. Есть предложения о снижении НДС до 10 процентов, либо о полной его отмене. Возможно, оптимизировать расходы позволит передача подвижного состава в собственность пригородных компаний, – отметил замминистра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Сергей Смольников.

Хотели бы в регионах получить и прозрачную схему начисления арендной платы за подвижной состав. А идеальным вариантом, считают чиновники, стало бы создание акционерных обществ с участием РЖД и региональных властей – такой вариант предусматривался в концепции реформирования пассажирских пригородных перевозок, но концепцию отложили в «долгий ящик».

Все зависит от федеральных властей, заявляют региональные чиновники, но, напомним, федералы, по сути, эту кашу и заварили, «сбросив» на региональные бюджеты часть затрат. То, что на местах не могут удовлетворить аппетиты железнодорожников, известно давно, то, что резко возросшая доля регионалов в плате за инфраструктуру резко ухудшит и без того патовую ситуацию, а дальнейшее сокращение пригородной сети усилит социальную напряженность и уронит и без того увядающий рейтинг власти, было очевидно. Так зачем же устроили этот цирк с отменой – возвращением электричек? В очередной раз столь нехитрым способом подправить имидж президента? Эксперты считают, что все еще проще.

«Пригородные перевозки всегда были убыточной отраслью. А РЖД привыкло получать прибыль, пользуясь своим положением монополиста. И сейчас, в кризис, когда привычный поток бюджетного финансирования сокращается, компания совсем не собирается терять 15 миллиардов рублей, – считает эксперт московского фонда «Реалити» Андрей Воронов. – То, что президент приказал вернуть все обратно, совершенно ничего не значит. Электрички продолжат сокращать, но будут делать это не столь явно. Подобная ситуация складывается не первый раз: президент вроде бы восстановил справедливость, но потом, по-тихому, монополисты все равно отожмут, что им нужно.

В данной конкретной истории я бы обратил внимание на другое: Якунин – человек Путина и все губернаторы – тоже ставленники Путина. Сложившая ситуация сигнализирует о том, что в окружении президента начался раздрай, а он не знает, как реагировать». «Электрички отменили с согласия Путина,– отмечает экономист Станислав Скляревский. – Таким образом он продемонстрировал готовность поддержать ближний круг при любых обстоятельствах. Но запахло жаренным, и президенту пришлось отыгрывать ситуацию обратно. Якунин своим заявлением позицию «ближнего круга» обозначил: они на уступки идти не хотят. Губернаторы брать на себя ответственность тоже не собираются. Президенту придется выбирать. Цугцванг в чистом виде».

10 января 2009, 21:10 | Просмотры: 853

Добавить новый комментарий

Для добавления комментария, пожалуйста войдите

0 комментариев