Российскому авторынку прогнозируют падение, но уже без паники

Традиционный весенний рост продаж дилеры уже не ожидают: цены выросли, а потенциальные покупатели напуганы Участники ры...
Традиционный весенний рост продаж дилеры уже не ожидают: цены выросли, а потенциальные покупатели напуганы
Участники рынка прогнозируют минимум продаж в феврале, а также рост интереса к подержанным автомобилям.


Автомобильные дилеры предполагают, что по итогам февраля 2015 года статистика продаж окажется вдвое скромнее, чем год назад. А январские продажи оказались ниже на треть. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в январе 2014 года в России продали 152,7 тыс. автомобилей. За прошлый месяц объем продаж составил 115 тыс. машин. Но в январе многие дилеры продолжали выдавать автомобили, и настоящий кризис в авторитейле может начаться в феврале. Для минимизации прогнозируемой потери прибыли после ажиотажного скачка спроса практически по всем маркам и моделям были отменены скидки и специальные акции. Спецпредложения распространялись исключительно на сложные позиции.

Такая ситуация связана в первую очередь с тем, что дилерские склады пустеют, а многие импортеры еще не возобновили производство. Большинство импортеров подняли цены на машины 2015 года выпуска, а на автомобили 2014 года цены подняли сами дилеры, чтобы компенсировать затраты на оплату новых авто. Также значительное влияние на авторынок оказывают высокие ставки по автокредитам, которые сегодня достигают в среднем 24% в год. Единственный плюс — в условиях падающего рынка российские автозаводы, очевидно, увеличат свою долю, хотя и снизят объемы производства.

В Российской ассоциации автодилеров подчеркивают, что по сравнению с декабрем 2014 года, когда продажи автомобилей в России выросли на 2,4%, до 270,7 тыс. штук, прогнозируемое падение в январе может составить 58%, в феврале — 50—62%. Как правило, спрос на авторынке оживает к весне, в феврале должна заработать программа утилизации, что также подстегнет продажи и добраться до коттеджа в Саратове станет так же легко как и до Московского коттеджа.

Результаты мониторинга настроений покупателей подтверждают, что треть автовладельцев не готовы в 2015 году тратить деньги на новую машину. И 15% опрошенных могут себе позволить приобрести автомобиль только с большой скидкой. Такой вариант развития событий вероятен, особенно во время традиционных для отрасли сезонных скидок. Участники опросов надеются на адекватные меры поддержки авторынка со стороны государства и в целом готовы к росту цен, планируя свои предстоящие расходы. Паника, характерная для ноября и начала декабря, закончилась. Часть водителей вместо покупки нового автомобиля согласна на приобретение машины со вторичного рынка. Те, кто ранее планировал приобретение премиальных брендов, в большинстве своем планов пока не меняли.

По словам директора департамента корпоративных продаж ГК 'АвтоСпецЦентр' Андрея Храмова, долгосрочные прогнозы пока делать рано. 'Есть разные сценарии: мы можем получить как длительное и мощное падение, так и относительно спокойный спад, который легко нивелируется в следующие год-два'. Анализируя результаты продаж 2014 года для различных производителей, эксперт сообщил Gudok.ru, что помимо продукции 'АвтоВАЗа' лидерами стали модели корейских брендов: компания Kia смогла продать более 195 тыс. автомобилей, а Hyundai — почти 180 тыс. авто. Самыми продаваемыми моделями по итогам 2014 года стали Hyundai Solaris и Kia New Rio. Высокие результаты продемонстрировали и японские производители: Mazda (50 716 шт.) — рост на 17,5% по сравнению с 2014 годом, Nissan (162 010 шт.) –рост на 10,7%, Mitsubishi (80 134 шт.) — рост на 1,8% и Infinity (8983 шт.) — рост на 3,5%.

Около 150—170 тыс. автомобилей 2014 года перешли на 2015 год, и многие в январе воспользовались возможностью купить машину прошлого года. Сейчас еще идут распродажи машин 2014 года.

Андрей Храмов обратил внимание на то, что традиционно премиальный сегмент авторынка всегда менее подвержен влиянию кризиса, чем массовый. 'Вот красноречивый пример: больше выросли продажи у Porsche, показавшие прирост к результатам 2013 года на уровне 24,2%'.

В то же время участники рынка единодушно оценивают ситуацию на отечественном автомобильном рынке как полноценный кризис, расходясь лишь в оценках его глубины. Ни один из экспертов не предполагает роста в 2015-м. Так, по некоторым прогнозам, падение рынка уложится в диапазон от 20% до 40%. На январской пресс-конференции Ассоциации европейского бизнеса была обозначена цифра в 24%.

По словам председателя комитета АЕБ Йорга Шрайбера, в 2015-м объем рынка составит 1,89 млн новых машин. Рынок будет сокращаться под влиянием падения курса рубля и продолжения роста ставок по кредитам. Основной провал в продажах произойдет в первом квартале года. 'Сейчас же с российского рынка могут уйти многие модели автомобилей из тех, что производятся за рубежом', — считает Шрайбер.

А глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон, опираясь на прогнозы российских представительств, в эфире Bloomberg Television предположил, что российский авторынок сократится на одну пятую в 2015 году и на треть — в течение двух лет. 'Одна треть российского рынка исчезнет в течение двух лет. Это уже довольно плохо', — признал топ-менеджер.

При этом 2015 год все-таки не будет таким же катастрофическим, каким был 2009-й, худший год для авторынка России за всю его историю, когда падение по сравнению с 2008-м годом составило 49%.

С прогнозом АЕБ не согласны и сами дилеры. Причем их расчеты оказываются более оптимистичными. Директор департамента корпоративных продаж ГК 'АвтоСпецЦентр' Андрей Храмов рассчитывает на оживление спроса ближе к лету и связывает его со стабилизацией курса валюты. Итоговое падение по 2015 году, по его мнению, будет меньше 24%.

В оценке угроз для рынка большинство экспертов единодушны: это нестабильность курса валют и падение реальных доходов и покупательской способности населения. Стимулировать спрос могут антикризисные меры государства: программа утилизации, субсидирование отечественных предприятий, снижение ключевой ставки ЦБ, вкупе с перезапуском льготного автокредитования.

'Все проблемы автопроизводителей малозначимы по сравнению с дальнейшим снижением спроса и уменьшением объема авторынка, — убежден ведущий эксперт УК 'Финам Менеджмент' Дмитрий Баранов. — Программа утилизации может оказать поддержку автопроизводителям, но вряд ли стоит рассчитывать, что она станет тем локомотивом, который вытянет все продажи, как это было после кризиса 2008—2009 года, все же сейчас ситуация в экономике другая'. Однако он не отрицает, что любая поддержка авторынка является значимой в ситуации масштабного сокращения спроса.

Программа льготного автокредитования действовала в 2013 году, по ней государство субсидировало две трети ставки ЦБ (тогда — 8%), выделив на эти цели более 8 млрд руб. Дилеры просят вернуть данную программу с прошлого года, но правительство пока предпочитает компенсировать только затраты на утилизацию автохлама.

На данный момент определенности по запуску антикризисной программы нет, поэтому участники рынка высказываются на эту тему крайне осторожно. Тем не менее уже сейчас производители и продавцы автомобилей заявляют, что, несмотря на экономическую ситуацию, цены на новые авто в 2015 году существенно вырастут. По разным данным рост составит от 10—15 % для автомобилей, собираемых в РФ, до 25—40% для импортных.

8 февраля 2015, 22:52 | Просмотры: 773

Добавить новый комментарий

Для добавления комментария, пожалуйста войдите

0 комментариев