Два в одном по одному
'Дочка' ОАО 'Российские железные дороги' - АО 'Федеральная пассажирская компания' (ФПК) в феврале запускает фирменный поезд с двухэтажными вагонами между Москвой и Санкт-Петербургом.
Составы N5/6 будут курсировать ежедневно, отправляясь в обоих направлениях поздним вечером и прибывая на следующий день около семи утра, сообщила пресс-служба РЖД.
Как пояснили Interfax-Russia.ru в пресс-службе ФПК, компания приняла решение о запуске таких вагонов из-за их увеличенной вместимости, благодаря которой за один рейс можно перевезти почти в два раза больше пассажиров, чем обычным поездом.
'Купейный вагон включает 64 спальных места (вместо 36). Купе состоят из четырехместных изолированных купе, расположенных на двух этажах. Вагон-ресторан рассчитан на 44-48 человек в обеденном зале', - сообщили в пресс-службе.
Двухэтажные вагоны для этого поезда были произведены ОАО 'Тверской вагоностроительный завод'. Они оборудованы системой кондиционирования, отопления и обеззараживания воздуха, кулерами для охлаждения и нагрева воды, а так же в них установлена бегущая строка подольск.
'Также в них созданы все условия для комфортной поездки пассажиров с ограниченными физическими возможностями, что повышает качество предоставляемой услуги пассажирам', - рассказали в ФПК.
Купе оборудованы в целом стандартно: есть места для лежания, стол, зеркала, полочки, светильники, лестницы для подъема на верхнее место и две розетки для подзарядки, например, мобильников. Зайти в купе можно с помощью индивидуальных магнитных ключ-карт.
Туалетами в поезде можно пользоваться во время стоянок, а сами вагоны оборудованы удобными лестницами с поручнями, жесткими герметичными межвагонными переходами и другими полезными приспособлениями. В штабном вагоне действует аппаратура спутниковой связи и навигации (ГЛОНАСС), перечислили в пресс-службе ФПК.
В первые дни стоимость проезда в этом поезде составит от 1299 рублей. Однако, так как поезд включен в систему динамического ценообразования, стоимость билетов будет изменяться в зависимости от сезона, дней недели, спроса и количества проданных мест.
Также в пресс-службе ФПК подчеркнули, что перестраивать виадуки, наземные переходы и переезды, чтобы двухэтажные поезда проходили по габаритам, не пришлось. Поезд Москва-Сантк-Петербург стал не первым двухэтажным поездом в России. С 1 ноября 2013 года ФПК начала эксплуатацию двухэтажных вагонов на маршруте Москва – Адлер.
'За первый год курсирования двухэтажным поездом N104 Москва – Адлер отправлено более 416 тыс. пассажиров', - рассказали в пресс-службе ФПК.
Всего в 2013 году ФПК приобрела 50 купейных двухэтажных вагонов, в 2014 году – еще 50. Вице-президент РЖД, генеральный директор 'дочки' монополии - ОАО 'Федеральная пассажирская компания' Михаил Акулов сообщил журналистам, что компания рассчитывает на механизм льготного кредитования при покупке двухэтажных составов.
По его словам, сейчас компания уже работает над тем, чтобы по схеме льготного кредитования закупить не менее 50 двухэтажных вагонов и надеется, что механизм льготных ставок будет действовать не только в 2015 году, но и продлен на последующие годы.
Больше и выше
До начала экономического кризиса перспективы двухэтажного пригородного сообщения были довольно радужные. Например, в августе в годовом отчете ФПК сообщалось, что компания в 2015-2016 годах планирует закупить 79 двухэтажных вагонов с сидячими местами на сумму 5,08 млрд рублей.
'Одним из приоритетных направлений инвестирования является развитие межрегиональных пассажирских перевозок с использованием (такого - ИФ) подвижного состава', - отмечал перевозчик.
В частности, компания намеревалась приобрести 65 вагонов (4 состава) для маршрута Москва-Воронеж в 2015 году и 14 вагонов (1 состав) для маршрута Москва-Новгород в 2016 году.
В докризисном 2013 году пассажирские поезда с двухэтажными вагонами планировалось запустить до 2020 года из Москвы более чем в 10 городов. Это следовало из проекта обновленной Транспортной стратегии до 2030 года, опубликованном на официальном сайте министерства транспорта РФ.
Помимо рейсов из Москвы в Санкт-Петербург и Адлер, речь шла о направлениях в Нижний Новгород, Воронеж, Казань, Рязань, Самару, Тамбов, Саратов, Ростов-на-Дону, Анапу и Новороссийск. Кроме того, такие поезда планировалось запустить на маршрутах Ростов-Кисловодск и Санкт-Петербург - Вологда - Киров - Екатеринбург.
Однако, в начале 2015 года в пресс-службе ФПК Interfax-Russia.ru не смогли однозначно подтвердить сроки осуществления планов по этим городам.
'Это документ Минтранса, мы не можем его комментировать по понятным причинам. Пока у нас двухэтажные поезда по маршрутам Москва-Адлер и Москва-Санкт-Петербург. Но мы, конечно, будем это направление развивать. В том числе у нас есть планы по двухэтажным вагонам с местами для сидения по межобластным маршрутам. Конечно, это очень перспективное направление', - заверили в пресс-службе.
Также совсем недавно, в ноябре 2014 года, мэр Москвы Сергей Собянин выразил надежду, что ООО 'Аэроэкспресс', который занимается доставкой пассажиров по железной дороге в аэропорты, до 2019 года почти полностью заменит свои электрички на двухэтажные.
'Я надеюсь, что в ближайшие 3-4 года практически весь подвижной состав аэроэкспрессов будет заменен на новый', - заявил мэр на презентации первого из доставленных в РФ на испытания двухэтажного состава швейцарской компании Stadler.
Он отметил, что такие поезда позволят в 1,5 раза увеличить перевозки пассажиров в аэропорты Москвы.
'Каждый год число пассажиров 'Аэроэкспресса' растет примерно на 20%. За счет покупки новых двухэтажных поездов швейцарского производства удастся увеличить объем пассажироперевозки примерно на 35-50%', - добавил Собянин.
Контракт на поставку двухэтажных пассажирских поездов у Stadler 'Аэроэкспресс' подписал в 2013 году. Первые поезда планировалось запустить в июне 2015 года.
Однако и тут все было не так гладко: 'Аэроэкспресс' в конце 2014 года начал искать решение валютного вопроса в контракте со Stadler, выраженном в евро.
'У нас сам кредит в рублях. Но сейчас проблема есть, и мы ею занимаемся, какие-то решения будут', - заявил журналистам генеральный директор российской компании Алексей Криворучко, отвечая на вопрос, нет ли у компании сложностей с обслуживанием договора в связи с ростом курса европейской валюты.
'Разные варианты могут быть. Что-то можно, может быть, растянуть по времени - в несколько этапов сделать', - добавил он, подчеркнув однако, что 'пока ничего не меняется', и перевозчик 'смотрит, что будет дальше'.
В то же время исполнительный вице-президент Stadler Питер Йенелтен заявил 'Интерфаксу', что в случае возникновения проблем, связанных с оплатой поездов, швейцарский концерн будет открыт для переговоров по этой проблеме.
'Мы будем садиться за стол переговоров. Stadler известен тем, что всегда готов найти совместно устраивающий компромисс. Посмотрим - мы прагматичные люди', - сказал он.
В январе 'Аэроэкспресс' заявил о прекращении своей деятельности в Казани и Владивостоке, однако от проекта по двухэтажным поездам, по-видимому, не отказался. Об этом может свидетельствовать то, что 20 ноября Stadler запустил завод в Белоруссии, на котором будет собрана 21 двухэтажная электричка для 'Аэроэкспресса' из 25 заказанных.
'Деятельность предприятия в городе Фаниполь будет направлена на производство подвижного состава для ширококолейных железных дорог, используемых в странах СНГ. Первой задачей нового завода станет (выпуск - ИФ) поездов для российского железнодорожного оператора', - говорится в сообщении швейцарского концерна.
Таким образом, развиваться 'двухэтажное' железнодорожное сообщение в России, по всей видимости, будет, но темпы и объемы в текущей обстановке прогнозировать сложно.
Обозреватель Елизавета Паршукова