Самара: глядя на Москву, тоже хочет монорельс

Монорельс в Самаре может стать альтернативой наземному транспорту и решить некоторые экологические проблемы На днях в...

Монорельс в Самаре может стать альтернативой наземному транспорту и решить некоторые экологические проблемы

На днях в самарском институте управленческих технологий и аграрного рынка (ИУТАР) прошло заседание комиссии региональной Общественной палаты по охране окружающей среды и экологической безопасности и комиссии по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ. Обсуждали экологический аспект городского электрического транспорта.

История вопроса

Для начала один из главных разработчиков проекта, генеральный директор ОАО «Самараэкотранс» С.А. Привалов продемонстрировал действующую модель монорельсовой дороги (МРД), которая была создана на базе ИУТАР. Зрелище, конечно, необычное, когда вагончик мчится по монорельсовой несущей балке, установленной на мощных опорах.

Впрочем, этому изобретению уже больше века. Есть сведения, что впервые монорельсовая дорога была сооружена еще в царской России, но так и не была запущена. Так что официально первая МРД появилась в Германии в 1902 году и до сих пор работает.

«Монорельсовые дороги есть во многих странах, - отметил С.А. Привалов. - Наибольшее распространение они получили в Азии, где нет затяжных зим. Такие дороги бывают как навесными с вагонами, перемещающимися сверху монорельса, так и подвесными, где вагоны подвешены под монорельсовой балкой. Для Самары предпочтителен второй вариант, минимизирующий влияние климатических факторов для этого вида транспорта».

К сожалению, это обстоятельство не было учтено при строительстве монорельсовой дороги в Москве в конце 90-х. Там каждый километр пути обошелся в 1 млрд рублей, маршрутная скорость очень низкая, и поломки случаются ежемесячно. Это сослужило плохую службу перспективному виду транспорта и надолго отбило охоту его внедрять в других городах.

Экологический аспект

И вот теперь рассматривается самарский проект скоростной монорельсовой дороги. На то есть несколько причин.

«Во-первых, интенсивная автомобилизация Самары привела к резкому снижению скорости городского транспорта, - перечисляет Привалов. - Во-вторых, значительно ухудшилась экологическая обстановка, особенно на оживленных магистралях, таких как Московское шоссе, улица Авроры. По всему городу страшная загазованность, шум, пробки. В-третьих, во время чемпионата мира по футболу потребуется, чтобы в течение часа более 40 тысяч человек прибывали к стадиону. Нынешний городской транспорт не в состоянии решить эту проблему. В-четвертых, значительно расширяется зона расселения людей в Самаре. Поселок Крутые Ключи у железнодорожной станции Ягодная будет расширятся через железную дорогу. Там планируется заселить около 100 тысяч человек».

«Дело ведь не только в достойном проведении ЧМ-2018, но и в общем решении проблем городского транспорта, ускорении пассажиропотока, экологической безопасности Самары, - уточнил председатель комиссии по охране окружающей среды и экологической безопасности Ю.С. Астахов. - По всему городу завышены предельно допустимые нормы. Особенно тревожные цифры на самых напряженных магистралях. Например, на отдельных участках Московского шоссе на один километр за один час выбрасывается до тонны вредных веществ. Скоростной транспортный режим для экологии очень важен. Монорельсовая дорога может стать здесь альтернативой наземному транспорту и способствовать решению экологических проблем. По сравнению с метро, это более прогрессивный вид транспорта. Но все детали проекта надо тщательно проработать, прежде чем представить его на рассмотрение областному правительству».

За 8 минут 8 километров

Новый проект в принципе не противоречит другим предложениям, с помощью которых пытаются избавиться от транспортных коллапсов в Самаре. В связи с тем, что сейчас планируется проложить ускоренный трамвай по улицам Ново-Садовой, Ташкентской и далее к будущему стадиону ЧМ-2018, авторы предлагают проложить монорельсовую трассу от ТЦ «МЕГА - Самара» до аквапарка через микрорайон Крутые Ключи и поселок Мехзавод. Протяженность составит около 8 км. Для обеспечения движения с интервалом две минуты потребуется 10 поездов. Время в пути со всеми остановками - менее 8 минут.

Этот маршрут соединит станцию Ягодная со стадионом, спокойно преодолевая и железную дорогу, и Московское шоссе. И может стать первой очередью в создании скоростной пассажирской монорельсовой магистрали до станции метро «Московская» и даже до железнодорожного вокзала. Монорельс не занимает места на перегруженных улицах города, не требует землеотведения, не надо рыть подземные тоннели и переносить коммуникации. При всем этом стоимость 1 км обойдется в 240 млн рублей (в июньских ценах прошлого года), что сопоставимо со скоростным трамваем. МРД вполне может стать привлекательным туристическим объектом и новым брендом Самары.

В перспективе - строительство монорельсовой дороги от Московского шоссе по ул. Авроры к первой городской клинике по леченю гайморита, через реку Самара к Южному городу и далее к Новокуйбышевску. Важно, что уже есть инвесторы, желающие участвовать в софинансировании проекта. Это IKEA, «Кошелев-проект» и другие.

Кстати, транспортные наземные артерии в столице губернии составляют 15% от общей застройки, и расширяться городским улицам практически некуда. Получается, что иной альтернативы, как уводить пассажиропотоки под землю или над землей, в Самаре нет.

К проекту есть вопросы

«Многократное превышение предельно допустимых норм вредных веществ наблюдается на всех перегруженных улицах и дорогах Самары, - добавил доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности и экология» СамГУПС Ю.А. Холопов. - Среди самых распространенных твердые мелкие частицы от изношенных шин, тормозных колодок, отработанные газы. Особенно ухудшается экологическая ситуация в многочисленных автомобильных пробках».

По его мнению, монорельсовая дорога будет способствовать решению проблем пассажиропотока и тем самым положительно повлияет на охрану окружающей среды.

«К самому проекту у нас немало вопросов, - высказался член Общественной палаты В.Е. Попов. - По безопасности пассажиров, мониторингу пассажиропотоков, независимым энергоисточникам, другим составляющим ТЭО. Но сейчас мы рассматриваем экологический аспект. И он в пользу проекта МРД».

»У скоростной пассажирской монорельсовой дороги есть несомненные плюсы, - подытожил ректор СамГУПС Д.В. Железнов. - Это абсолютная безопасность для пассажиров. Она дешевле в эксплуатации, чем метро. Скоростной трамвай тоже не может с ней соперничать, потому что передвигаться будет по земле, где ЧП и нарушения ПДД не исключены. Да и от железнодорожного вокзала он не сможет быстро доставлять пассажиров, в том числе и во время проведения чемпионата мира по футболу. МРД также решает транспортные проблемы людей, которые проживают или будут проживать в новых микрорайонах Самары».

14 октября 2015, 06:45 | Просмотры: 576

Добавить новый комментарий

Для добавления комментария, пожалуйста войдите

0 комментариев