Общественный транспорт в Будапеште: что нового?

Общественный транспорт венгерской столицы имеет огромное значение в повседневной жизни города: более шести поездок по го...
Общественный транспорт венгерской столицы имеет огромное значение в повседневной жизни города: более шести поездок по городу из десяти совершаются на автобусах, троллейбусах, трамваях и метро, хотя ещё десять лет назад это соотношение было чуть смещено в сторону индивидуального транспорта. Такие перемены, конечно, являются заслугой городских властей, которые в условиях сильной перегруженности автомобилями центра города (фактически заново отстроенного на стыке 19 и 20 веков) постоянно стремятся повысить как количество перевозок городским транспортом, так и их качество, приобретая новый подвижной состав и охватывая новые соединения. А так же если сравнивать с Москвой, в Будапеште никто не будет у Вас проверить пропуск на мкад, точнее на бкад ;-)
Давайте посмотрим, что нового появилось в транспортном Будапеште за последнее время.



Общее

Ещё в 2011 году на базе предприятия гортранспорта (BKV Zrt.), отдела столичной мэрии по развитию инфраструктуры и ещё ряда организаций, включая службы такси, был создан единый транспортный центр Будапешта, BKK (Budapesti Közlekedési Központ), задачей которого и стала организация всевозможных транспортных сообщений и городского паркинга.



К 2014 году брэндинг новой организации более-менее устоялся. За корпоративный цвет был взят сиреневый, а для всех возможных видов транспорта были разработаны новые логотипы. Традиционную расцветку (синие автобусы, красные троллейбусы, жёлтые трамваи, зелёные электрички) трогать, однако, не стали. Изменения претерпела и схема линий метро. Их пронумеровали вместе с линиями пригородных электричек HÉV от 1 до 9. 



В местах массовой миграции населения и туристов поставили современные билетные автоматы. Важно, что автоматы принимают в том числе и кредитные карты. Ассортимент почти тот же, что и в кассе, включая недельные проездные, Welcome card для туристов, и многое другое. О том, что любые билеты действуют на все виды транспорта с любыми пересадками в течение срока действия, я думаю, можно и не говорить.



Метрополитен

Главным новшеством сезона стало открытие четвёртой линии метро, которую начали планировать в 1970-е, строить — в 2004-м, и после десяти лет и нескольких переносов сроков, ввели в эксплуатацию 28 марта 2014 года.



В полном соответствии с современными тенденциями, тоннели построили закрытым способом, а станции — открытым, за счёт чего удалось придать им воздушность, а во многих местах даже завести в подземку солнечный свет. 



Глубина залегания — от 15 до 30 метров, спуск на станции производится через вертикальные объёмы над станциями несколькими нитками эскалаторов. 



Стиль новых станций — холодный современный, с большим количеством архитектурного бетона и элементами брутализма (кстати, через эти трубки тоже «подаётся» солнечный свет, направляемый специальными зеркалами на поверхности).



Впрочем, станции в художественном плане вовсе не безликие и отталкивающие, а наоборот, оригинальные и достаточно светлые (Szent Gellért tér). Видно, что у эскалатора бдят работники метрополитена. За порядком здесь следят: нигде не видно ни мусора, ни вандализма.



Некоторые — и вовсе жизнерадостные! (Móricz Zsigmond Körtér)



Почти что классический трёхсвод, если бы не «колодец» эскалаторов в противоположном торце (Rákoczi tér).



Дневной свет проникает из-под потолка станции Keleti pályaudvar. 



Все 10 новых станций оборудованы лифтами на поверхность, которые зачастую выходят не рядом с главным спуском, а просто на улицу (Fővám tér). Все лифты без проблем работают на спуск и на подъём, вызываются нажатием кнопки. Занятно, что если в случае спуска по эскалатору ваш билет с большой вероятностью «по-старинке» проверят стоящие у входа контролёры BKK, то на лифте можно входить-выходить, сколько заблагорассудится. Кажется, это вовсе никого не беспокоит.



Подвижной состав М4 — новые метропоезда Alstom Metropolis, как и те, что заменили Ев на линии М2 пару лет назад, но четырёхвагонные. О внешнем виде спорить, конечно, не будем, но Альстом явно впарил Будапешту старый проект (да ещё и со скандалом, как помнится).



Внутри всё функционально, но экономия на деталях интерьера так и сквозит в каждой плоскости. Двери сделаны с кнопками открытия, но (временно?) открываются машинистом центрально. Ах да, кондиционеры поставить не забыли!
На остальных линиях метро всё пока без изменений, Ев на ходу осталось очень мало, но пара составов с упорным постоянством бороздит третью, «советскую», линию. Остальные поезда на М3 — 81-71х без модернизации. Скорее всего, как за них, так и за сами порядком поизносившееся станции вскоре возьмутся. 



Площадь у Восточного вокзала, наконец, приобрела нормальный вид. Кажется, уже более 10 лет здесь был локальный филиал царства котлованов, заборов, сопутствующей разрухи и постоянно меняющихся путей сообщения. 



А сегодня площадь Барошша выглядит отлично. Ещё социалистический полуоткрытый переход под площадью был основательно переосмыслен и также отремонтирован. Появилась новая навигация, открылся сервис-центр BKK в новом формате, ну и один из спусков на станцию М4 тоже выходит прямо в переход.

Городская электричка (HÉV)



Здесь, помимо введения сквозной нумерации с линиями метро, всё по-прежнему. Кроме «прожекта» по соединению 5-й сентендренской линии с 7-й чепельской тоннелем под центром, конкретных планов по расширению сети нет. На всех линиях используются старые добрые зелёные ГДРовские электрички, а на чепельской линии — даже совсем старые венгеро-немецкого производства.



В салоне — функциональный уют. В моторных вагонах во время езды характерно грохочут контакторы РКСУ.

Велосипед



С 2014 года, по всеобщей тенденции, в Будапеште появились городские велосипеды. Система называется bubi — очевидно, «budapest bicycle», и обслуживается всё тем же многостаночным предприятием BKK. Велосипеды распространённой прокатной модели массово расставлены по парковкам в центральных районах города.



Зарегистрироваться в системе можно на ряде парковок (отмеченных сплошным красным на карте), а оплата проката организована через кредитную карту или карту BKK для местных. Тарифы есть как на короткое время, так и на длинное, по выбору.

Автобус

Серьёзные изменения постигли за последнее время будапештский автобус. Специалистами BKK был подготовлен тендер на обслуживание ряда автобусных маршрутов в течение 8 лет, который через венгерского партнёра выиграла компания Arriva, за которой, как ни странно, стоит Deutsche Bahn. 



Согласно контракту, для Будапешта купили новенькие немецкие Мерседесы «Ситаро-2» в короткой 3-дверной и длинной 4-дверной версиях. 



Основные маршруты, обслуживаемые ими, проходят через центр (5, 7, 9, 30, 173, 105, 107 и др.), но теперь новинку стало можно встретить и в отдалённых районах.



Иногда кажется, что вообще весь парк Будапешта вдруг переставили на «Ситаро»! Но это, конечно, не так. До сих пор даже в центре, особенно ночью, легко встретить «Икарус-280».



Автобусы, конечно, были заказаны с размахом, и оборудованы по последнему слову техники.



Пассажирам предлагается салон, выполненный в стильных и спокойных сине-серых тонах, полумягкие сиденья, и информационная система нового типа с экранами, показывающими следующие остановки на линии, пересадки, конечную и т.п. 



Конечно, в новых автобусах есть кондиционеры. Но ребята из BKK трезво оценили возможности и особенности их работы в венгерских реалиях, заказав параллельно к ним большие открывающиеся окна. Кажется, такого варианта с двойной форточкой во вклеенном окне на «Ситаро» ещё нигде не было. Летом в Будапеште всегда жарко, но сауны-душегубки при поломке кондиционера с таким компромиссным решением в новых машинах не случится.



Форточки, кстати, в «мирное время» закрываются от любителей специальным шлицевым ключом или любым подручным плоским предметом типа отвёртки.



Ну а живая и вполне рабочая классика пока отдыхает на берегу Дуная...

Информационные табло



С 2013 по 2014 годы на многих остановках появились табло, отсчитывающие время до отправления следующего рейса. Их внедрили в рамках программы общего управления движением в городе. 



Используются хорошо зарекомендовавшие себя по всему миру швейцарские табло «Люмино» в целом наборе модификаций по размеру и способу монтажа – от самого маленького на две строчки для остановки с одним троллейбусным маршрутом до гигантского «панно» на пересадочном узле Bosnyak tér. 



Средств на систему информации совсем не пожалели: табло стоят даже на остановках, где в них нет особой нужды. В настоящее время все табло подключены и показывают актуальные данные.

Трамвай

В 2014 году будапештский трамвай после некоторого застоя с 2006 года, когда по большому бульварному кольцу поехали самые длинные в мире Siemens Combino, снова взял курс на развитие. Количество закрытых на реконструкцию участков стало рекордным, и в какой-то момент показалось, что вытащенных из резерва стареньких «Икарусов» просто не хватит на все места.



Уникальные двухсторонние «Татры» T5C5 в Будапеште любят и по возможности модернизируют, хотя надолго изъять их из обращения до прибытия новых вагонов от CAF пока нельзя. В 2014 году на всех вагонах вместо тряпок постепенно поставили маршрутные доски внутри и снаружи.



Главный ремонт сезона постиг так называемое большое внешнее кольцо, где обычно ходит маршрут №1 тремя татровскими вагонами в сцепе. С попеременным закрытием достаточно протяжённых участков заново уложили пути от Bécsi út на правом берегу Дуная до Közvágohíd на левом, исключая пару сложных пересечений в районе Zugló. Все пересечения сразу сделать не удалось, так как из-за этого пришлось бы заодно закрывать все радиальные линии в Пеште.



Вместе с путями оборудовали новые удобные остановки для новых 70-метровых вагонов CAF Urbos, которые вот-вот начнут поступать для этой линии из Испании. Платформы островные, переход на стороны улицы сделали где по поверхности, а где реконструировали имеющиеся переходы под землёй. В любом случае, с новыми трамваями будет очень удобно!



Вдобавок к реконструкции, первую линию с южной стороны дотягивают до района Újbuda через мост Ракоци Ладьманьоши, который ждал трамвайных путей аж с 1995 года. Таким образом, большое внешнее кольцо замыкается через Szerémi út — Hengermalom út соединением с трамвайной сетью Буды в районе Étele út. 



В то же время, на севере Буды печально дожидается ремонта закрытая по техническим соображениям линия трамвая №17.



На пештской стороне можно обнаружить даже вот такой артефакт: давно законсервированную линию от Mexikói út до Thököly út, в отличие от последней, до сих пор содержащуюся в полной готовности. Пока здесь превалируют автобусы...



Идёт замена путей в районе Köbanya. Как видно, популярная в России новая чешская технология, на самом деле местная будапештская, она же старая венская, отжила своё, и пути укладываются по-западноевропейски, со сваркой плетей, сплошным бетонированием призмы через резину, и последующим озеленением (конкретно здесь не будет, но сделали в центре).

Водный транспорт



И напоследок, слегка курьёзно, но на полном серьёзе, ещё одна новинка — в Будапеште появился водный рейсовый трамвайчик со своим расписанием, полноценными остановками и зигзагообразным маршрутом от одной стороны к другой с севера на юг по кругу. Чтобы исключить перегрузку туристами, по выходным действие обычных билетов ограничено, нужно доплачивать за катание. Впрочем, коммерческих рейсов внутри города по Дунаю и так хватает.

Резюмируя, замечу, что за общественный транспорт в Будапеште взялись серьёзно и надолго. Есть большие успехи и видимые улучшения в его работе, скоро будет ещё больше. Кроме всего вышесказанного, организация BKK отвечает за платную парковку в центре и работу парконов с эвакуаторами, а также содержит армию контролёров, ведущих борьбу как с парковочными, так и с транспортными зайцами. Впрочем, это уже выходит за рамки статьи.

 

 

4 октября 2009, 18:49 | Просмотры: 604

Добавить новый комментарий

Для добавления комментария, пожалуйста войдите

0 комментариев