Аналитическое агентство 'Автостат' подтверждает, что в последний месяц 2014 года российский автомобильный рынок пережил настоящий взрыв спроса на подержанные машины.
По оценке экспертов агентства причинами этого является высокая репутация европейских автомобильных брендов и перемещение пикового спроса, обусловленного обесцениванием рубля.
Истощение запасов новых авто у дилеров, повышение цен, а также остановка заводов и приостановка продаж, объявленная рядом производителей, толкнули покупателей на вторичный рынок. При этом автосалоны, продающие машины с пробегом, также повысили цены: ежемесячный мониторинг стоимости зафиксировали рост цены среднестатистической иномарки на уровне 7—8%. Наиболее заметным оказалось повышение цен на свежие, фактически только прошедшие обкатку машины, в которых еще не выветрился запах нового авто. Так, прайс на экземпляры, собранные в 2013 году, вырос на 20%, а практически новые автомобили 2014 года подорожали на четверть.
Тем не менее повальный рост цен наших сограждан не останавливает. Ими овладел самый настоящий психоз. Дело в том, что речь не идет об осознанных покупках, а о массовой истерии в стиле 'гипс снимают, клиент уезжает!'. На рынке новых авто она практически завершилась, однако сбросить рублевую наличность успели далеко не все. Этим, собственно говоря, и обусловлен 15-процентный рост продаж на 'вторичке', показанный в декабре. Притом в ноябре динамика была нулевой. Впрочем, росту поспособствовал и приток иностранных покупателей. Помимо россиян, на рынок хлынули толпы автолюбителей из Белоруссии и Казахстана.
Покупатели понимают, что автомобиль от немецкого или японского производителя, пусть даже и бывший в употреблении, остается надежным и комфортным. Следовательно, даже 5—6-летняя машина будет находиться в хорошем состоянии и при этом стоить существенно дешевле, чем новый отечественный автомобиль.
Кроме того, на росте спроса в сегменте подержанных машин сказалась и политика дилерских центров и крупнейших производителей, которые в декабре существенно ограничили поставки в Россию в ожидании повышения цен.
Аналитики считают, что дефицит новых машин в России искусственно провоцирует на покупку автомобилей с пробегом. Причем популярными становятся и продажи 'из рук в руки', и специальные программы для подержанных автомобилей, которые предлагают многие автопроизводители.
Согласно результатам опроса 'Автостата', почти 10% россиян в случае серьезного ухудшения экономической ситуации в 2015 году рассмотрят возможность приобретения подержанного автомобиля вместо нового.
При этом генеральный директор компании 'Подбор авто', специализирующейся именно на продаже подержанных автомобилей, Денис Еременко считает, что ажиотаж на покупку новых автомобилей 'практически сошел на нет'. По его словам, многие дилеры смогли очистить склады он товара, и им, как и автосалонам, продающим новые автомобили, пока нечем торговать. Но помимо перекупщиков продажей машин занимаются и сами автовладельцы.
В выигрыше через некоторое время окажутся не продавцы, а осторожные покупатели. Это может произойти по нескольким причинам: во-первых, продавцы на 'вторичке' придут в себя и осознают, что не имеют никаких оснований следовать за сегментом новых авто, повышая цены. Причем столкнувшись с резким спадом спроса, они будут вынуждены корректировать ценники. Еще одним фактором станут последствия нынешней декабрьской активности покупателей.
'Декабрьские продажи не просто смели все машины, запланированные на январь, но и залезли в следующие месяцы. Результатом будет очень тихий первый квартал. И второй. Затем постепенно вернется покупатель, а рынок начнет выравнивать продажи. Они составят максимум 1,5 млн. единиц за год', — заметил вице-президент Ассоциации российских автомобильных дилеров Олег Мосеев.
Эксперты зафиксировали рост стоимости среднестатистической иномарки на уровне 7—8%, сейчас же он постепенно увеличивается. Стоимость автомобилей в России может увеличиться до 40% уже с января 2015 года.
По мнению ведущего аналитика агентства 'Автостат' Азата Тимерханова поддержать продажи новых автомобилей позволит программа льготного автокредитования. 'Проблема заключается в том, что ставки по кредитам растут. И если программу возобновят, то субсидируемая часть процентной ставки может нивелироваться за счет роста самой ставки. Иными словами, ставки по кредитам изменятся незначительно, и правительство в итоге 'проспонсирует' только банки, а не конечного потребителя', — добавил Азат Тимерханов.
Интересно, что рынок подержанных автомобилей выдержал волну спроса осенью и в первый месяц зимы. 'Весь предыдущий год рынки наполнялись машинами, которые плохо продавались. Сейчас их сметают 'под ноль'. В Сибири жители России конкурируют за авто с гражданами Казахстана, в Москве — с белорусами. На всплеск спроса отреагировали импортеры подержанных японских автомобилей. Впервые с 2008 года осенью 2014 года в РФ было ввезено максимальное количество подержанных 'японок'. Данные торговой статистики Японии говорят о том, что в сентябре мы импортировали 91 тыс. автомобилей с решетчатым настилом, а в октябре — уже 102 тыс. машин. Данные за ноябрь еще не опубликованы, но и без них уже все понятно: продавцы решили воспользоваться последним шансом привезти в РФ машины 'по старому рублю', а в новом году их будут продавать уже по новым ценам.
Прогноз на начало 2015 года
Машины подорожают. Новые поднимутся в цене минимум на 30%. Привычные 'бюджетники' станут дорогими. Машины в салонах практически кончились. Дилеры начали поднимать цены на остатки. В январе это примет массовый характер.
Сейчас удобное окно: продать старые запасы или купить подержанную машину. Оно закроется в течение максимум пары месяцев. Для новых авто такое окно уже закрыто.