Когда-то здесь был пустырь, из окон крайних пятиэтажек на Касимовском шоссе открывался вид на заливные луга, а на обрыве стояли самодельные лавочки, где жители играли в домино. Рязань росла вширь, и особым смыслом наполнилось понятие «комплексной застройки». Времена, когда квартиры в новых домах множились как грибы, а инфраструктура не менялась, миновали. От новой застройки рязанцы ожидают как минимум удобной среды проживания, как максимум – наличия всех необходимых объектов социальной инфраструктуры. Зиловская бровка могла бы стать образцом грамотного территориального планирования, предметом гордости архитекторов, принимающих решения о том, как выглядеть областному центру. К сожалению, такой визитной карточкой микрорайон не стал. Ничего, кроме недоумения и расстройства, прогулка по нему не вызывает. Дома стоят впритирку, балкон к балкону, их зигзагообразная геометрия не уравновешивается четкими линиями-тротуарами, по которым можно прогуливаться. Узкие дорожки петляют между жилмассивами и свежими новостройками.
Существовал ли изначально проект комплексной застройки микрорайона? Где предусмотрены территории рекреации? Планируется ли озеленение? Как будет развиваться пассажирское транспортное сообщение? Свои вопросы мы направили в администрацию города Рязани. И получили комментарий. Правда, каких-то интересных новостей для жителей в нем не содержится. Вот как комментируют городские власти ситуацию с комплексной застройкой. «Большая часть микрорайона Зиловская бровка проектировалась и застраивалась до утверждения Градостроительного кодекса РФ (22 декабря 2004 года) в соответствии с действующим на тот момент законодательством. На все объекты капитального строительства получены положительные заключения государственной и иных экспертиз».
Регламенты, законодательство, экспертизы… Не придерешься. А Рязань получила заурядный типовой микрорайон, где вандалы начинают крушить облицовку цокольных этажей и расписывать стены граффити.
И в этих районах будут вырастать дети каменных джунглей, где нет места ни для хоккейной коробки, ни для футбольного поля – только автопарковка без границ.
«Зоны рекреации пешей доступности находятся на ул.Советской Армии (от Касимовского шоссе до ул.Новоселов, и от ул.Новоселов до ул. Зубковой)», – сообщают в администрации Рязани.
Речь, в частности, идет о сквере имени Александрова. Действительно, он обустроен по высшему разряду: выложенные тротуарной плиткой пешеходные дорожки, спортплощадки, игровые формы, скамеечки, два пруда, велодорожка, 45 саженцев деревьев – лиственницы, клены, рябины… Однако заслуга здесь по большей части строящегося поблизости торгового центра «Европа», получившего территорию в качестве обременения. Почему нельзя было реализовать эту же схему муниципально-частного партнерства в отношении Зиловской бровки? Непонятно. Каждый застройщик сделал свое дело, получил прибыль и пошел строить дальше. Можно дойти две остановки до Александровского сквера, но речь не об этом. Не о том, ехать или идти в распрекрасный городской сад, а о том, как жить среди красоты. Видеть ее из окна или выходя утром из подъезда собственного дома. Сейчас в районах так называемой комплексной застройки мы видим, как правило, бамперы машин и шлагбаумы, преграждающие въезд чужих авто. В лучшем случае – автопокрышку, имитирующую клумбу.
В микрорайоне возведены тысячи квадратных метров жилья и строятся новые. Сотни семей справили новоселье. Количество жителей с каждым годом увеличивается. Но по Касимовскому шоссе, соединяющему микрорайон с остальной частью города, ходит всего два маршрута общественного транспорта – 91-я маршрутка и автобус №20, появившийся здесь благодаря вмешательству Губернатора. Интервал движения у него не частый, а в вечерние часы и по выходным приходится простаивать на остановке по 20 минут и больше, жалуются жители. Почему микрорайон построили, а о доступности транспортного сообщения не позаботились?
«Жители могут воспользоваться также коммерческими автобусами маршрута №41М2 и муниципальными автобусами маршрутов №4, 12, 21, 23, 24. Их конечный пункт располагается на территории гипермаркета «Глобус» и удален от жилых домов на расстояние от 200 до 650 метров. А в настоящее время прорабатывается вопрос о продлении коммерческого автобусного маршрута №75М2 от ТЦ «Круиз» до п. Шереметьево, который будет проходить по ул. Большой, с устройством остановки в районе выезда к ГМ «Глобус», – прокомментировали ситуацию с транспортом городские власти.
650 метров до остановки – это много или нормально? Молодой человек пробежит – не заметит, а мама с маленьким ребенком или пенсионер с больными ногами? А в дождь, а в мороз? Неудивительно, что многие горожане склоняются к мысли о преимуществах личного транспорта, хотя политика городских властей должна быть ориентирована на популяризацию общественного, чтобы уменьшить заторы на дорогах. А личный транспорт «эгоистичен», ему нужны кратчайшие пути выезда. На Зиловской бровке он одержал очередную победу. Между домами №100 и №94 по ул. Большой ведется подготовка к строительству дороги с выездом от жилых домов на ул. Большую. Проходит она по полю, представляющему собой зеленый островок между высотками. Здесь можно было бы создать чудо-дендрарий на радость жителям. Вместо этого участок по середине засыпан щебенкой. Не всем такое планирование территории пришлось по вкусу. Жители ставят шлагбаум, чтобы предотвратить сквозной проезд. Так они и будут жить – с видом из окна на трансформаторные будки и дорогу, где останавливается транзитный транспорт. А может, в этот микрорайон еще возможно внести немного эстетики?