Оппозиция из числа соратников экс-президента Саакашвили сразу обвинила власти в 'тайной продаже интересов Грузии', хотя и министр экономики, и госминистр по примирению и гражданскому равноправию клянутся- божатся, что никаких переговоров на этот счет не ведут. 'Если подобные 'закрытые переговоры' действительно идут, то без нас', - отрезал, не без раздражения в голосе, министр экономического развития Георгий Квирикашвили, чтобы как-то отбиться от журналистов, преследовавших его после заседания правительства.
Не менее резко высказался госминистр по примирению и гражданскому равноправию Паата Закареишвили. 'По этой теме происходит то, что абсолютно ничего не происходит', - заявил господин Закареишвили. Нетрудно понять, почему он считает обязательным опровергнуть все слухи по данному поводу: именно Закареишвили, сразу после назначения на пост осенью 2012 года (тогда его должность называлась 'госминистр по реинтеграции'), первым выступил за восстановление сквозного железнодорожного сообщения. Позднее он признался в беседе с 'Вестником Кавказа': 'Я ожидал активного и заинтересованного обсуждения, но наши коллеги в Москве и Сухуми повели себя так, как будто эта железная дорога нужна и интересна только Грузии'. Действительно, никакого предметного обсуждения вопроса с тех пор не было, хотя в медиа–пространстве то и дело мелькали разного рода заявления и 'информационные вбросы' на этот счет.
Тому же Закареишвили принадлежит идея, как разрешить главное юридическое противоречие, связанное со статусом Абхазии: 'Вступая в ВТО, Россия заключила с Грузией соглашение о проверке грузов в начале и конце 'коридора', проходящего через территорию Абхазии. Это соглашение можно использовать для перевозки в Грузию грузов, идущих по железной дороге', - утверждал государственный министр.
Судя по всему, до тех пор, пока стороны конфликта не договорятся об общей модальности урегулирования абхазской проблемы или хотя бы о 'статус-кво', ни о каком 'восстановлении железнодорожного сообщения' не может быть и речи.
Но это не значит, что Россия не ищет других путей сообщения с новым членом Евразийского союза – Арменией. Постпред грузинского премьера по урегулированию отношений с РФ Зураб Абашидзе подтвердил 'Вестнику Кавказа', что в ходе пражских встреч с замминистра иностранных дел России Григорием Карасиным 'обсуждаются и другие коммуникационные проекты'. Речь идет о прокладке новой горной автомагистрали из Дагестана в восточно-грузинскую провинцию Кахетия, более активном использовании грузинских черноморских портов и завязанной на них железнодорожной инфраструктуры.
В беседе с одним из тбилисских СМИ Зураб Абашидзе заметил, что российские компании, проявляющие интерес к 'использованию транзитных возможностей Грузии', активно рассматривают вариант транспортировки грузов через территорию Азербайджана и Грузии к Поти и Батуми. Об Армении в этом контексте он не упоминал, но в 2005 году между Тбилиси и Баку возникли дипломатические трения в связи с тем, что грузы, идущие из России в эти порты либо предназначавшиеся для самой Грузии, затем оказывались в Армении. Как следствие, Азербайджан временно приостановил пропуск через свою железнодорожную сеть товарных поездов в Грузию. Тогдашний премьер-министр Зураб Ногаидели срочно вылетел в Баку и с большим трудом разрядил напряженность, возникшую по этому поводу.
Какие именно договоренности были достигнуты в ходе закрытых переговоров с президентом Ильхамом Алиевым и премьер-министром Артуром Расизаде, неизвестно, но острота проблемы была снята, и с тех пор о 'транзите грузов' никто не говорил до последнего времени.
Создавшаяся вокруг 'транзитных путей' ситуация еще раз подтверждает непреложную истину: Южный Кавказ – единый организм, поэтому и безопасность может быть только 'неделимой' для всех.