Рост международного пассажиропотока в Пулково прекратился, а на внутренних линиях стал расти. Прогноз по общему потоку пассажиров по итогам 2014 года изменен с 14,8 млн до 14,2 млн человек. Если он начнет падать, оператору аэропорта придется по новой договариваться с банками, которые давали ему деньги, и откладывать строительство четвертого терминала, которое хотят начать в 2018 году. Чтобы этого не допустить, Пулково рассчитывает привлечь новых пассажиров за счет 72-часового безвизового режима, практики назначения перевозчиков и введения «пятой свободы воздуха».
Поток пассажиров на международных линиях Пулково в сентябре 2014 года составил 738,8 тыс. человек, что всего на 0,27% больше сентябрьского пассажиропотока прошлого года. До сих пор количество людей, прилетающих из-за границы и улетающих из России, ежемесячно росло на 2 – 4% в сравнении с прошлогодними показателями. Однако в сентябре этот рост прекратился.
Например, в январе поток вырос на 7,2%, в феврале — на 4%, в марте — на 3,7%, в апреле — на 6,5%. Проблемы наблюдались в мае: пассажиропоток снизился на 4%, после чего стал расти уже меньшими темпами: 2,6% в июне, 1,9% в июле, 5,9% в августе и 0,3% в сентябре. За девять месяцев пассажиропоток на международных линиях вырос лишь на 2,7% – до 5,8 млн человек, в то время как в январе – сентябре 2013 года этот рост составил 16% (до 5,6 млн пассажиров).
Как упал международный трафик
Прекращение роста международного трафика в «Воздушных воротах Северной столицы» объясняют вихрем сошедшихся обстоятельств. Во-первых, девальвация рубля, в результате которой выросла стоимость билетов. С начала года стоимость доллара США в России выросла на 28,5% – с 32,6 до 41,9 рубля, стоимость евро — на 18%, с 45 до 53,2 рубля. А на валютных торгах 28 октября курс евро впервые в истории поднялся до 54 рублей.
Стоимость билетов на международные рейсы обычно устанавливают по средам по курсу евро Центробанка, округленному до 50 копеек в большую сторону. Статистики по росту цен на билеты в Пулково не ведут. Росстат в 2013 году договаривался с «Аэрофлотом» о получении от него информации по ценам, но в официальную статистику эти цифры до сих пор не включили.
«Кроме того, политическая ситуация привела к заметному спаду въездного туризма в Петербург. Кризисные явления в экономике привели к банкротству ряда туроператоров, что также негативно повлияло на туризм и авиаперевозки. Также на снижение темпов роста трафика повлияло ограничение по выезду за границу сотрудников силовых структур... Часть авиакомпаний сократили частоту, прекратили полеты либо перевели их в категорию чартерных», — сообщили в ВВСС.
Например, авиакомпания «Россия» в последнее время перевела на чартерную основу регулярные рейсы в Шарм-эль-Шейх, Хургаду (Египет), Пафос (Кипр), Одессу (Украина), авиакомпания «Трансаэро» — в Варадеро (Куба). Компания «Уральские авиалинии» полностью отменила регулярные рейсы в Гюмри (Армения), Aegean airlines — в греческие города Александрополис и Кавала.
В структуре международного трафика падает поток пассажиров на курортных направлениях. Например, пассажиропоток в Грецию на регулярных и чартерных рейсах снизился за девять месяцев на 15%, с 445,7 тыс. до 378 тыс. человек, в Тунис — на 16%, со 127,4 тыс. до 107 тыс. человек, в Объединенные Арабские Эмираты — на 9%, со 128,2 тыс. до 117,3 тыс. человек. В то же время за январь – сентябрь, по данным ВВСС, вырос пассажиропоток на курорты Турции (+29%), Испании (+18%) и Кипра (+14%).
Общий пассажиропоток на чартерных рейсах за девять месяцев вырос на 10%. Значительная доля этого роста приходится на путешествия в считающийся более дешевым, чем Россия, Таиланд (+ 19%, это 30,4 тыс. пассажиров).
Зато в Крым стали летать втрое чаще
«Данные процессы привели к замедлению темпов роста международного пассажиропотока и переориентации спроса на внутренние направления», — говорят в ВВСС. Ежемесячно внутренний трафик рос с начала года на 25 – 30% (в сравнении с каждым месяцем 2013 года). В результате количество перевезенных за девять месяцев пассажиров (5,5 млн человек) почти достигло показателя за весь 2013 год (5,8 млн) и превосходит девятимесячный прошлогодний период на 25% (без учета рейсов Петербург — Москва этот показатель составляет 34% по показаниям сети vpn).
Рост внутреннего пассажиропотока в Пулково связывают, во-первых, с присоединением Крыма к России. С января по сентябрь перелетами между Петербургом и Крымом воспользовались 243 тыс. человека, что в три раза больше этого периода 2013 года. Летом их перевозили компании «Россия» (четырьмя ежедневными рейсами), «Трансаэро» (дважды в неделю), «Уральские авиалинии» (до шести рейсов в неделю) и «Ямал» (четыре раза в неделю). Осенью и зимой 2014 – 2015 годов летать будут эти же компании, но частота полетов будет сокращаться соразмерно падению спроса в «низкий» сезон.
Чем грозит отступление от плана
В «Воздушных воротах Северной столицы» не стали раскрывать показатели роста заграничного пассажиропотока в 2014 году, заложенные в бизнес-плане (это позволяло бы понять расхождение плана с фактическим положением дел). Утверждают лишь, что плановые показатели «более пессимистичные, чем те, которые мы имеем на сегодняшний день». В мае 2014 года гендиректор ВВСС Сергей Эмдин заявлял в интервью газете «Ведомости», что план по общему пассажиропотоку в нынешнем году — 14 млн человек, но «будет около 14,8 млн пассажиров».
Сейчас в «Воздушных воротах» говорят «Фонтанке», что ожидаемый поток клиентов по итогам года — 14,2 млн человека, а по итогам 2015 года — около 15 млн. Таким образом, ожидания оператора Пулково стали скромнее за последние несколько месяцев. Эмдин также заявлял, что, если пассажиропоток будет сокращаться, компании придется по новой договариваться с кредиторами. «Будем сокращать инвестиции, поскольку они в большой степени привязаны к пассажиропотоку, сокращать издержки», — говорил он.
«В советское время «Пулково» обслуживало максимум 10 млн, к 1993 г. пассажиропоток упал до 5 млн человек. Если, конечно, такое произойдет, сложно будет. Но такого сценария мы не рассматриваем», — говорит он. В июле стало известно о планах ВВСС построить четвертый терминал в период с 2018-го по 2025 год. Теперь оператор Пулково сообщил, что его строительство начнется лишь «после достижения аэропортом пассажиропотока в 17 млн пассажиров в год». Будет ли достигнут такой показатель к 2018 году, не известно.
Падение рубля привело к росту выпадающих (недополученных) доходов аэропорта. Частично это явление компенсируется тем, что иностранные авиакомпании расплачиваются в евро и долларах (российские перевозчики — в рублях). «Данная финансовая модель позволяет компании успешно рассчитываться с кредиторами», — утверждают в ВВСС. Основные кредиторы компании, которые выдавали ей деньги сроком на 11 – 14 лет, — ВЭБ, ЕБРР, Международная финансовая корпорация, Евразийский банк развития, Северный инвестиционный банк и Черноморский банк развития и реконструкции, который принадлежит правительству Крыма.
Стоимость первого этапа развития аэропорта, главным предметом которого было строительство нового терминала (открыт в конце 2013 года), составляет 1,2 млрд евро. Из них вложено 1,1 млн, причем 678,8 млн евро — кредитные деньги. Характер исполнения своих кредитных обязательств в ВВСС не уточнили, в мае Сергей Эмдин утверждал, что «банки в целом довольны».
Как увеличат пассажиропоток
Чтобы увеличить поток пассажиров на международных линиях, Пулково рассчитывает на три средства, которые не требуют вложения денег. Во-первых, в Госдуме рассматривается проект закона о введении 72-часового безвизового режима для иностранных граждан. В результате иностранные авиакомпании могут ввести новые транзитные рейсы через Петербург. Кроме того, в ВВСС хотели бы рассчитывать, что правительство разрешит 72-часовой режим не для транзитных рейсов, а для обычных. Это позволит открыть прямые рейсы в Петербург, которыми могли бы прилетать на три дня иностранцы без визы.
Эта мера позволит открыть 13 новых маршрутов, задействовать шесть новых авиакомпаний, увеличить количество рейсов в год на 3,5 тыс. штук, а годовой пассажиропоток — на 1 млн человек, говорят в ВВСС.
Во-вторых, в Пулково рассчитывают, что российские власти будут расширять практику назначения перевозчиков, при которой, например, Великобритания открывает рейс в Петербург, а Россия — рейс в Лондон. Обычно на эти рейсы назначают по одному перевозчику с каждой стороны. Так вот, если увеличить их количество до четырех или пяти, это снизит стоимость перелетов и повысит пассажиропоток, считают в Пулково.
Например, «Россия» и грузинская фирма Air Caucasus хотят открыть еженедельные регулярные или чартерные рейсы между Петербургом и Тбилиси. Испанский перевозчик Vueling, назначенный Италией на линию Рим — Петербург — Рим, изъявил готовность летать по этому маршруту семь раз в неделю, а также открыть рейсы в Петербург из других мест Италии. «Также турецкий авиаперевозчик Pegasus заинтересован в выполнении полетов по маршруту Стамбул — Петербург — Стамбул с частотой не менее трех раз в неделю, для чего необходимо увеличить количество назначенных перевозчиков», — говорят в ВВСС, отмечая, что пока все эти планы противоречат действующим межправительственным соглашениям.
В-третьих, в Пулково хотели бы рассчитывать на введение так называемой «пятой свободы воздуха» — одного из наборов правил полетов, изложенных в Конвенции о международной гражданской авиации. «Пятая свобода» предполагает разрешение авиакомпаниям перевозить пассажиров из одного иностранного государства в другое иностранное. Например, компания «Люфтганза» может летать из Франкфурта в Петербург и обратно. Введение «пятой свободы» разрешит ей лететь из Франкфурта в Петербург и далее, например в Пекин (с новыми пассажирами, взятыми на борт в Петербурге). По сути, это транзитный рейс, в котором меняются пассажиры. Сейчас эту идею ВВСС обсуждает с Минтрансом.
Воспользоваться запрещенной пока «пятой свободой» в Пулково изъявила компания Korean Air, которая хотела бы летать из Сеула в Петербург, затем в Киев, а также из Сеула в Петербург и затем в Осло.
Санкции срезали международный трафик Пулково
Рост международного пассажиропотока в Пулково прекратился, а на внутренних линиях стал расти. Прогноз по общему потоку п...