Безопасность и комфорт пассажиров – приоритеты компании.
Эта тема, в частности, обсуждалась на «круглом столе», посвящённом итогам летних пассажирских перевозок.
Мероприятие, инициированное редакцией газеты «Вперёд», прошло 29 октября под председательством начальника Юго-Восточной региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре Дениса Вакуленко.
Представители ОАО «ППК «Черноземье», Юго-Восточного филиала ОАО «ФПК», Воронежского железнодорожного агентства, Воронежского филиала ОАО «ЖТК», Юго-Восточной региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре, а также дирекций мотовагонного подвижного состава, железнодорожных вокзалов, пассажирских обустройств обсудили день сегодняшний и перспективы развития пассажирских перевозок на ЮВЖД – как дальнего следования, так и в пригородном сообщении.
Справились!
Главной тенденцией минувшего лета стали проблемы, связанные с перевозками по территории Украины. Ряд поездов пришлось пропускать по ЮВЖД изменённым маршрутом. Это создало дополнительную нагрузку на железнодорожников.
– Юго-Восточная дорога, пожалуй, единственная в стране, на показателях работы которой конфликт на Украине отразился так сильно, – отметил Денис Вакуленко. – Так, на Курском ходу юговосточники потеряли около 40 % пассажиропотока. Разумеется, одновременно с этим возросло количество пассажиров на главном ходу Ряжск – Чертково. Но догнать показатели прошлого года всё равно в полной мере не удалось.
По словам представителя Юго-Восточного филиала ОАО «ФПК», для удобства пассажиров летом появились четыре новых поезда: Тамбов – Воронеж – Новороссийск, Тамбов – Воронеж – Анапа, Тамбов – Адлер и Воронеж – Сухум. Все они пользовались спросом у пассажиров.
И хотя возникали трудности, связанные с курсированием поездов в направлении Анапы и Новороссийска, вовремя принятые меры помогали с ними справляться. Чтобы решить проблему, железнодорожники в ряде случаев увеличивали составность поездов.
Привели в порядок полосу отвода. На эту проблему, кстати, особое внимание обратил вице-президент компании Михаил Акулов. Чтобы вид из окна поезда радовал глаз, пришлось плотно поработать с некоторыми недобросовестными проводниками – попросту контролировать их, куда и когда они выбрасывают мусор, скопившийся во время поездки. Лишняя морока? Может быть, но это позволило решить проблему.
Безопасность в пути
Позаботились в ФПК и о безопасности пассажиров. Начиная с этого года, информация, которую предоставляют о себе пассажиры во время покупки билета, более полная, чем раньше: теперь, помимо номера и серии паспорта, вносятся также данные о месте и дате рождения. Вся эта информация сохраняется в компании.
Кроме того, теперь в каждом поезде иностранного формирования, который следует по территории Российской Федерации, в обязательном порядке находится инструктор по безопасности – представитель ФПК.
Из Белгорода в Сухум
Одним из главных событий минувшего лета стал запуск нового дневного скорого поезда № 69/70 сообщением Воронеж – Москва. Он пользуется спросом у пассажиров Воронежа, Мичуринска, Рязани. И не случайно: минимальная стоимость билета составляет 723 рубля (для сравнения, цена билета по маршруту Воронеж – Москва на автобусе 1000 рублей).
Дневной поезд до Москвы есть и в Белгороде. Правда, его расписание не совсем устраивало пассажиров. К их пожеланиям железнодорожники прислушались. Теперь дневному фирменному поезду изменено время отправления из Белгорода на более комфортное для белгородцев: 9.30 вместо 6.30. Пассажиры ответили взаимностью: если летом 2013 года этим поездом воспользовались 44 тысячи человек, то летом текущего уже в два раза больше. Кроме того, в связи с востребованностью с июля состав курсирует ежедневно.
Говоря о Белгородском регионе, специалисты ФПК признают: потребности пассажиров в перевозках к черноморскому побережью, увы, не обеспечены в полной мере. Проблема будет решаться. К примеру, сегодня идёт речь о том, чтобы продлить маршрут поезда № 579 сообщением Воронеж – Сухум. Это позволит белгородцам без пересадок добраться до черноморских курортов России и Абхазии.
Главные ценители
Традиционно особенное внимание железнодорожников – к «детским вагонам». О самих вагонах: они последних лет постройки, оснащены биотуалетами и кондиционерами. Подготовка их к рейсу тоже проходит очень тщательно. В этом году введён ещё один уровень контроля: если раньше пробы воды осуществлялись не позднее, чем за сутки до рейса, то теперь эта процедура проводится также непосредственно перед отправлением поезда и периодически в течение всего маршрута.
Разумеется, строгий подход и к наличию сертификатов буквально на всё, что есть в таких вагонах, начиная от системы пожаротушения и заканчивая моющими средствами и продуктами питания.
За лето юговосточники перевезли 258 организованных групп детей – это около девяти тысяч человек. Радуются: нареканий и жалоб не было.
Между тем, именно маленькие пассажиры оказались главными ценителями ещё одного новшества РЖД – двухэтажных вагонов, появившихся на сети в этом году и следующих от Москвы до Адлера. Билетные кассиры Воронежского железнодорожного агентства констатируют: свободных мест в такие поезда практически не остаётся. Многие пассажиры, покупая билет в двухэтажный вагон признаются, что об этом их попросили дети; и обязательно место на втором этаже. Ну, а то, что такая поездка превращается для ребёнка в увлекательную экскурсию, и говорить нечего.
Современные технологии
Более продвинутыми становятся сегодня взрослые пассажиры. Такой пример: в 2010 году, когда появилась возможность покупки билетов через Интернет, ей на дороге воспользовались всего 2 % от общего количества пассажиров; сегодня их доля составляет 20 %.
Правда, железнодорожники не устают повторять: покупка электронного билета – это уже совершенно иная мера ответственности пассажира. Свои данные надо вводить очень внимательно (тут уж не понадеешься на кассира) и обязательно помнить об электронной регистрации. В общем-то, всё, что нужно сделать для покупки электронного билета, указано на сайте компании. От клиента требуется одно –
внимательность.
Незаметная работа
Возвращаясь к теме Украины: нелегко пришлось этим летом железнодорожникам станций Белгород и Валуйки, которые стали своего рода перевалочными пунктами для беженцев. Особенно досталось Белгороду – приграничной станции, которая, можно сказать, является лицом страны. Через неё ежесуточно проходило до сотни беженцев.
Их встречали, обеспечивали питьевой водой и питанием, размещали в залах ожидания, бесплатно предоставляли комнаты отдыха. К этому надо добавить бумажную волокиту, связанную с регистрацией иностранных граждан, а также обязательные меры безопасности.
На фоне горячих политических новостей работа белгородских железнодорожников прошла вроде бы незаметно. Но это и хорошо, считают они: значит, не было ни жалоб, ни провокаций. А ведь люди ехали, как говорится, «на нервах», с разными мыслями и отношением. Здесь от железнодорожников, помимо чёткости действий и профессионализма, требовалась ещё и психологическая выдержка.
Сегодня поток беженцев из соседней республики значительно уменьшился – от пяти до 15 человек в день, не более. Юговосточники рассчитывают на то, что скоро на Украине дела начнут налаживаться и летняя ситуация больше не повторится.
На очереди – Кирсанов, и его знаменитая кедровая живица!
Без сбоев отработала летом региональная дирекция железнодорожных вокзалов. А ведь хозяйство ей досталось непростое: львиная доля вокзалов, расположенных на магистрали, перешагнула вековой рубеж.
Главной гордостью этого года сотрудники РДЖВ считают завершение строительства вокзала на станции Поворино. Впрочем, в данном случае речь идёт не просто о вокзале, а о комплексном объекте пассажирской инфраструктуры. По заключению специалистов, предыдущее одноэтажное здание из-за образовавшихся дефектов и повреждений требовало вывода из эксплуатации. В дирекции весьма жёстко поставлена процедура обследования вокзалов на предмет их технического состояния. «Отстающих» будут приводить в порядок. Так, на 2015 год запланирована реставрация вокзала на станции Кирсанов.
Придача преобразится
Вокзал станции Придача после реконструкции будет не хуже Поворино. Эту ревностную реплику в ходе обсуждения сделали представители дирекции пассажирских обустройсв.
Если строительство вокзального комплекса Воронеж-3 напрямую связано с появлением высокоскоростной магистрали Москва – Адлер (а значит, пока отложено), то Придача с её постоянно растущим пассажиропотоком уже сегодня нуждается в реконструкции. Сегодня там, по сути, нет надлежащих условий для обслуживания пассажиров. С 1 октября она передана на баланс ДПО. На следующий год на реконструкцию Придачи запланировано 50 миллионов рублей. Поставлена амбициозная задача: к 2016 году станция должна преобразиться и быть готовой принять и обслужить своих пассажиров.
Тревожный вопрос
Самым больным вопросом «круглого стола» стало, пожалуй, обсуждение проблем пригородного комплекса. Долг регионов перед ОАО «ППК «Черноземье» уже перешагнул трёхмиллиардный рубеж. И пока к обоюдному согласию стороны не пришли. Пригородная компания направила в адрес регионов письма с предложением погасить существующую задолженность по компенсации выпадающих доходов, сложившуюся в 2011-2013 годах. При этом, в соответствии с рекомендациями Правительства РФ, ППК предложила региональным властям план-график погашения задолженности, рассчитанный на срок до десяти лет. Откликнулись, к сожалению, далеко не все. Вернее, только Тамбовская область. С остальными субъектами РФ есть серьёзные непонимания в расчётах.
Чем это грозит? Неисполнение региональными администрациями своих обязательств по организации транспортного обслуживания населения может привести к полному прекращению пригородного сообщения в отдельных регионах. В этом году уже отменено в Белгородской области 44 пригородных поезда, в Курской – 23, в Воронежской – 15.
Если такая тенденция сохранится и в следующем году, то пострадают обе стороны: как население, которое пользуется услугами пригорода, так и железнодорожники. Причём, речь идёт не только о компании «Черноземье»; в проигрыше окажется также дирекция моторвагонного подвижного состава, чьи машинисты водят пригородные поезда.
Готовы к диалогу
Специалисты отмечают такую тенденцию: если составность пригородного поезда уменьшается (а она снизилась с 10 вагонов до четырёх), понижается запас прочности оборудования. От машиниста в этом случае требуется повышенная ответственность.
Обиден и тот факт, что наша дорога, которая является одной из первых по внедрению рельсовых автобусов, сегодня отставляет их от движения. Администрации регионов исключают из заказа эти перевозки, поскольку считают их слишком затратными. Да, население протестует, люди недовольны, но… Пока регионы не могут найти источник финансирования. Очевидно, что проблему решать надо. Ведь сохранение пригорода является обоюдным интересом.
Между тем, уже сегодня на консервации в дирекции моторвагонного подвижного состава 65 секций электропоездов. Надеемся, что консервация окажется временной, поскольку железнодорожникам есть что предложить регионам. Точек приложения множество. Это и активно строящиеся новые микрорайоны в областных центрах, которые требуют транспортного сообщения. И развивающаяся промышленность: так, когда в Воронеже начнёт в полную силу работать индустриальный парк «Масловский», вопрос доставки около 20 тысяч человек к месту работы станет весьма остро.
Железнодорожники готовы к открытому диалогу и разумным компромиссам. Тем более, что опыт положительных переговоров есть.
Обоюдный интерес
Безопасность и комфорт пассажиров – приоритеты компании. Эта тема, в частности, обсуждалась на «круглом столе», посвящё...