"Собственность человека защищена ст. 35 Конституции, и только суд может ее лишить. Поэтому, я считаю, что возврат автомобиля должен осуществляться незамедлительно, на любом этапе эвакуации: погрузили ли авто, едут или уже подвезли к штрафстоянке", — заявил координатор движения "Общество синих ведерок", член общественного совета ГУВД Москвы Петр Шкуматов.
При этом, оплата этой весьма "услуги", по мнению эксперта, должна осуществляться постфактум: после того, как постановление вступило в законную силу, то есть, через 10 дней. "Я знаю множество случаев, когда эвакуации подвергались автомобили, припаркованные по всем правилам. В результате, люди, которые ничего не нарушали, вынуждены бегать по судам, чтобы вернуть свои 5 тыс. рублей, которые заплатили АМПП", — аргументировал он.
Также эксперт обратил внимание на непрозрачную, по его мнению, схему ценообразования. "В КоАП сказано, что водитель оплачивает себестоимость перемещения авто. В других городах, скажем, в Рязани, расчет стоимости осуществляется по километражу, и эвакуация обходится водителю примерно в тысячу рублей. В столице же — минимум пять тысяч, и рассчитывается она в зависимости даже не от массы автомобиля, а от количества лошадиных сил под его капотом", — заметил он.
В этой связи Шкуматов предложил привести работу эвакуационных служб в соответствие с логикой: стоимость услуг все же устанавливать по километражу, но запретить перемещать транспортное средство дальше 10 км от места правонарушения.
При этом эксперт убежден, что первые 24 часа хранения автомобиля на штрафстоянке должны быть бесплатными. "Сегодня в городе огромное количество абсолютно бессмысленных ночных эвакуаций: вечером дорожники установили в спальном районе знак, запрещающий парковку, ночью на "охоту" вышли эвакуаторы грузовые, и утром многие владельцы не обнаружили автомобилей там, где оставили накануне. При этом, они уже должны денег за штрафстоянку", — заметил он.
Кроме того, Шкуматов считает, что совершенно не обязательно перемещать авто на штрафстоянку. "Если цель — навести порядок на дорогах, может, целесообразнее перемещать авто с того места, где оно препятствует движению, туда, где оно никому не мешает? Скажем, на автобусной остановке припарковано 10 автомобилей. Подъезжает эвакуатор, забирает автомобиль и уезжает на другой конец города, в то время, как остальные 9 продолжают препятствовать движению", — пояснил он.
В свою очередь вице-президент движения автомобилистов России, член экспертного совета при уполномоченном по правам человека в РФ Леонид Ольшанский позицию Шкуматова поддержал. Но, по его мнению, рассчитывать в этом вопросе следует на федеральные власти. "В ближайшее время депутат Нилов обещает внести в Госдуму поправку, дающую автомобилистам 24 часа бесплатной штрафстоянки", — заметил он.
Также выступающий призвал внести соответствующие изменения в КоАП, согласно которым эвакуировать следует лишь те транспортные средства, которые реально мешают движению, а не просто стоят под запрещающим знаком. В случае с последним можно ограничиться штрафом, считает Ольшанский.
"При этом, ни в коем случае в гражданско-правовые споры не следует втягивать работников, как это произошло в истории с Паркменом", — заключил эксперт.
"Необходимо предоставить автомобилистам возможность производить разгрузку-погрузку возле школ, больниц, магазинов, в то время как сейчас система законной короткой остановки совершенно не организована. Мамы выпрыгивают из авто, чтобы успеть закинуть ребенка в школу до появления на горизонте эвакуатора", — подчеркнула в свою очередь директор фонда социальной помощи и поддержки населения "Социальный вопрос" Мария Гайдар.
"Я за эвакуацию в чистом виде, но за хорошую, правильную эвакуацию. Сегодня же этот процесс надо коректировать", — отметил член ОП, председатель межрегиональной общественной организации "СтопХам" Дмитрий Чугунов.
Глава АМПП Алексей Гусев в свою очередь пообещал собравшимся довести все озвученные предложения до департамента транспорта. "Я разделяю 99% того, что здесь прозвучало. Это наши недоработки. Мы будем приводить работу служб эвакуации в соответствие с рекомендациями экспертов", — заявил он.
При этом, как заявил председатель комиссии ОП РФ по общественной безопасности и взаимодействию с НКО Антон Цветков, определенных договоренностей в дептрансом уже удалось достичь.
"На встрече с главой департамента транспорта Максимом Ликсутовым, которая состоялась накануне заседания, было принято совместное решение о разработке информационной брошюры, которая четко разъясняла бы права и обязанности автовладельцев в случае эвакуации", — заявил Цветков.
Также, по словам члена ОП, на встрече Максим Ликсутов выразил четкую позицию о том, когда у владельца есть шанс избежать эвакуации: если эвакуатор с погруженным на платформу автомобилем еще не начал движение, а водитель появился, авто обязаны вернуть без оплаты услуг эвакуации. И сейчас именно так происходит в 10-15% случаев из всех оформленных протоколов, заверил глава ведомства. А чтобы избежать конфликтов на почве того, начал эвакуатор движение или нет, все они будут оборудованы специальными широкоугольными камерами, которые будут фиксировать, находился рядом владелец в момент эвакуации или нет.
Также чиновники департамента пообещали разместить на эвакуаторах телефоны горячей линии, куда следует обращаться в случае нарушения прав автовладельцев.
"По итогам этой встречи было принято решение о формирование совместной рабочей группы, в состав которой войдут представители правительства Москвы, ОП РФ, ОП МСК и эксперты НКО. Рабочая группа будет искать решения как по системным проблемам, связанным с организацией парковочного пространства и эвакуацией, так и при необходимости разбирать частные острые ситуации, возникающие у автомобилистов с представителями уполномоченных городских служб, вопросы организации инфраструктуры спецстоянок, а также проблемы заклеивания номерных знаков недобросовестными автовладельцами", — заключил Цветков.