Руководитель полётами в «Крутицах» Виктор Звёздочкин помнит, на что было похоже место в 2010 году.
— Мы пришли в чистое поле на бывшую площадку авиахимработ с остатками разрушенной полосы и кривым ангаром. В итоге, сами видите, получился неплохой продукт, — скромничает пилот.
Звёздочкин готов показать владения, передвигаясь исключительно с помощью электроскутера. Выяснится, что часть технопарка в «Крутицах» скрыта ангаром, где обнаружится, к примеру, Бронированная разведывательно-дозорная машина-2, иначе БРДМ-2, способная проехать там, где дорог ещё никто не придумал. В мире используется для разведки, в «Крутицах» эксплуатируется исключительно в развлекательных целях. Как, в принципе, и вся остальная техника, которая собрана здесь для людей, знающих толк в подзарядке адреналином. Продвинутые пользователи обязательно обратят внимание на средство передвижения главного пилота и возьмут в прокат электрический самобалансирующий самокат — в народе он получил название Сигвей, и до сих пор у многих вызывает восторг способностью к самопередвижению. Имеется и другой наземный транспорт для нежелающих оставаться в числе томящихся пешеходов — квадроциклы и багги позволят передвигаться быстрее, дальше и с минимальной затратой жизненных сил.
Для тех, кто не намерен задерживаться на земле, также можно подобрать подходящий транспорт. Имеется яркий красный вертолёт Ми-2, способный принять в себя до десяти пассажиров. Взлетает в «Крутицах» жёлтый «Кукурузник» — в Ан-2 загружается уже до дюжины человек. Покомпактнее — американский лёгкий самолёт Цессна 172 Скайхок, СпортКруизёр и СМ-92Т, предназначенный для десанта парашютистов. Можно выбрать воздушное судно и в лётную погоду отправиться в путешествие над Рязанщиной. Можно попроситься как вверх (потолок почти всего авиапарка — 4 километра), так и вдоль лесов, рек, болот и селений на зависть пешеходам и водителям.
Но если и этот способ уже не будоражит кровь, то развлечь себя можно методом свободного падения. В «Крутицах» с удовольствием выкинут из самолёта — как в тандеме, так и по одиночке — с четырёхкилометровой высоты и с более низкого старта в 600 метров. Аэродром гарантирует безопасность, потенциальному же парашютисту следует запастись подходящим камуфляжем и фиксирующей голеностоп обувью на толстой подошве без каблуков.
Жить можно прямо на аэродроме — имеются милые гостиничные домики. Тут же можно и питаться — накормят в кафе, где, как ни удивительно, разрешено выпивать, правда, слабоалкогольное. Правда, в этом заставляет усомниться тара, освобождали которую, судя по количеству, не один год. Уют создают не только бутылки — в центре зала есть очаг и к тому же бесплатный Wi-Fi. На каждом шагу — и не только в кафе, но и почти на всей территории аэродрома — натыкаешься на таблички с самым разным содержанием и в самых неожиданных местах. Будь то руководство к действию или, наоборот, предостережение, при этом каждая даёт повод улыбаться и уважать авторов за оригинальность.
Аэродром «Крутицы» — частное владение, как и весь авиапарк. Совсем скоро владение расширится на 1600 метров — появится новая взлётная полоса. Самолётов, видимо, станет больше — и по количеству, и по размеру, и по высоте полёта, к тому же появится возможность проводить международные соревнования.
Впечатлений и настроения можно набраться, если выехать из Рязани по трассе М5 «Урал» в сторону Челябинска и следовать до 284 километра. В поле, немного не доезжая поворота на Шилово, справа виден указатель — аэродром «Крутицы», значит вам сюда.