Президент Владимир Путин поручил правительству до 1 октября текущего года рассмотреть вопрос по установлению нулевой ставки налога на добавленную стоимость по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. В настоящее время нулевая ставка НДС применяется к услугам по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения расположены за пределами России.
Обнуление ставки налога должно дать хронически убыточным пригородным перевозчикам право возвращать из бюджета НДС на 4,5–5 млрд руб. Ранее против тотального обнуления НДС на перевозки выступал Минфин.
Билеты не подешевеют
В РЖД давно предлагают установить нулевую ставку налога на добавленную стоимость в пригородных перевозках. На сегодняшний день они освобождены от НДС, однако, как неоднократно отмечали представители компании, это создает для пригородных пассажирских компаний (ППК) очевидные проблемы. Так, НДС не облагается только сама стоимость перевозки, вместе с тем ППК приобретают услуги с учетом этого налога. К примеру, НДС включен в стоимость аренды подвижного состава, электроэнергии, а также услуг по ремонту вагонов.
Если поручение главы государства будет выполнено, то вместо освобождения от НДС будет применяться нулевая ставка этого налога. Тогда ППК получат возможность возместить уплачиваемый подрядчикам НДС из бюджета, а это в свою очередь заметно сократит расходы пригорода.
По данным агентства Infoline-Аналитика, речь идет приблизительно о 4,5–5 млрд руб. в год. Так, в прошлом году убыток ППК от пригородных перевозок составил 9 млрд руб. Причем регионы компенсировали компаниям за заниженные тарифы только 7 млрд руб. из необходимых 16 млрд руб.
Наиболее активным противником обнуления ставки налога выступает Министерство финансов. В частности, минувшей весной заместитель министра финансов Сергей Шаталов заявлял, что данный шаг не приведет к существенному снижению стоимости таких услуг.
По словам руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимира Савчука, на стоимости билетов обнуление налога никак не отразится.
'Билеты не подешевеют, поскольку НДС в стоимость билета не заложен. Пригородные компании уплачивают НДС поставщику услуг, подвижного состава из общей выручки. При нулевой ставке ППК получат возможность компенсировать НДС из бюджета, причем это будут не субсидии, а отдельная статья — возмещение НДС. Речь идет о нескольких миллиардах рублей в год», — пояснил Gudok.ru Савчук.
По мнению ведущего эксперта управляющей компании 'Финам Менеджмент' Дмитрия Баранова, маловероятно, что билеты подешевеют, потому как различные платежи и сборы не составляют значительной доли в стоимости билета. 'Гораздо большую долю занимает сама эксплуатация подвижного состава, включая расходы на электроэнергию, оплата труда персонала, ремонт и содержание путевого хозяйства, другие расходы железнодорожников. Так что даже если стоимость билетов и снизится, то очень незначительно, но скорее всего, этого не произойдет', — заявил Баранов в интервью Gudok.ru.
Сокращение убытков
Ситуация явно требует вмешательства со стороны государства. Долг регионов перед пригородными пассажирскими компаниями (совместные предприятия субъектов РФ и 'РЖД') составил к началу этого года 30 млрд руб. По прогнозам, к концу года он может возрасти еще на 8 млрд руб. При этом из 26 ППК прибыльны только пять — в Москве и области, а также Санкт-Петербурге, Адыгее, Астраханской и Рязанской областях.
Большинство регионов компенсируют лишь менее 50% выпадающих доходов ППК. По этой причине РЖД даже пытались ужесточить требования, соглашаясь заключать соответствующие договоры исходя из платежеспособности регионов. В результате к апрелю 2014 года было отменено по всей стране около 360 электричек. Ранее законодательство не давало права отказывать региону в предоставлении услуг.
Установление нулевой ставки налога на добавленную стоимость кардинально ситуацию не изменит, уверен Владимир Савчук. 'Принципиальным образом ничего не поменяется. Из убытка плюса не получится. Однако обсуждаемая сейчас мера позволит улучшить экономику работы пригородных пассажирских компаний', — подчеркнул эксперт. Он также отметил, что 'убытки будут сокращены'.
По словам Дмитрия Баранова из 'Финам Менеджмента', ключевые проблемы пригородных железнодорожных перевозок давно и хорошо известны. Так, пригородные пассажирские перевозки убыточны. Происходит это потому, что имеется разница между себестоимостью перевозок и тарифом, установленным органами регулирования, а поступления от продажи билетов не покрывают всех расходов компаний, осуществляющих пригородные пассажирские перевозки, отметил эксперт.
Например, в 2012 году пригородная пассажирская компания 'Экспресс Приморья', работающая на Дальнем Востоке, сообщила, что доходные поступления от продажи билетов обеспечивают только 43% затрат на организацию перевозочной деятельности компании. Решение этой проблемы заключается в том, что выпадающие доходы перевозчиков компенсируются им, в том числе часть компенсаций должны выплачивать регионы, заинтересованные в перевозке своих жителей, но не у всех есть деньги на эти цели, а часть регионов просто отказывается заключать такие соглашения.
'Очевидно, что проблема выпадающих доходов перевозчиков является главной и требует решения. Не стоит забывать и о том, что государство поставило своей целью постепенно сократить бюджетное финансирование пригородной инфраструктуры. Так, в следующем году объем средств, выделенных на нее, может составить уже 12,5 млрд руб. против 25 млрд в этом году, в 2015 году — 6,25 млрд руб., а в 2016 году финансирование прекратится совсем. И тогда вся тяжесть оплаты выпадающих доходов ляжет на регионы', — добавил Дмитрий Баранов.
В некоторых поездах пригородного сообщения понадобится циклевка фанеры, так же она пригодится и сельским жителям.
Эксперт также отметил, что ситуация в пригородных пассажирских перевозках остается тяжелой и в нынешнем своем виде, без кардинальных и резких изменений эта проблема, к сожалению, не имеет решения, которое удовлетворит всех. «Либо регионы финансируют перевозки в том объеме, о котором они договорились с 'РЖД', а те, в свою очередь, обеспечивают требуемое количество пар поездов и сохраняют маршрутную сеть. Либо регионы финансируют их исходя из своих возможностей, но тогда 'РЖД' пропорционально сокращает число электричек и маршрутную сеть, что неизбежно отразится на транспортной доступности регионов и мобильности населения', — констатировал эксперт.