Закрытые линии. Шлаковый посёлок
Впервые эта статья вышла 10 марта 2009 года на нашем сайте "Транспорт Рязани" - (transportryazan.ru, прим. редактора) и называлась «Выцветшая линия». В ней я попытался подробно рассказать о разобранной троллейбусной сети на Шлаковом посёлке. Это был мой самый первый опыт в написании подобных заметок.
За прошедшие пять лет были накоплены новые интересные данные, которые я счёл нужным добавить в текст, объединив его общим заголовком с похожими публикациями. Надеюсь, что материал стал более познавательным и динамичным.
Теперь - это первая часть рассказа о закрытых троллейбусных линиях Рязани.
В Истории Рязанского троллейбуса - если таковая когда-либо будет написана - обязательно должны быть странички, посвящённые этой линии-трудяге - ныне совершенно забытой и выцветшей с карты нашего города. А ведь именно благодаря ей, сотни людей получили в своё время возможность быстро и без пересадок добираться до работы. Что же это за линия? И когда она действовала?
ЧАСТЬ 1. НА ВАЖНОМ НАПРАВЛЕНИИ
Правду говорят: «Хорошо спрятано то, что под носом лежит». Вот опоры уличного освещения, что потихоньку несут свою службу в окрестностях телевышки... Мало кто сейчас обратит на них внимание - разве что погаснет фонарь, освещающий проезжую часть. И уж того меньше людей вдруг заинтересуются вопросом: откуда на столбах, стоящих вдоль второстепенной дороги, взялись спецчасти для крепления троллейбусного провода?
А ведь в свое время по этим узким улочкам ходил даже не один – а три маршрута троллейбуса! Но куда же тогда всё это делось? Какие это были маршруты? И как именно пролегал путь рогатых машин?
Ответ, казалось бы, очевиден. Ведь сегодня в районе Шлакового посёлка тоже работают три троллейбусных маршрута: 6-й и 13-й идут от завода «Рязцветмет» в сторону площади Театральной, а 12-й переулками выезжает на путепровод и по ул. Халтурина следует в Горрощу. Однако так было не всегда, и современная схема движения связана как-раз с этим сооружением, играющим в нашем повествовании ключевую роль. Но обо всём по порядку.
НЕМНОГО ИСТОРИИ ...
В середине 1950-х, на пустыре за железнодорожной линией Рязань-Шилово, был выстроен единый ансамбль жилых домов с магазинами, отделением связи, библиотекой, парикмахерской и столовой.
Кварталы росли и благоустраивались. Так, 29 апреля 1954 года сюда впервые подали саратовский природный газ для нужд населения, положив начало газификации Рязани. Рядом, высоко в небо поднялась стальная 192-метровая вышка, позволившая рязанцам с 6 ноября 1956 года принимать телепередачи из Москвы.
В конце 1957 года дал свою первую продукцию завод «Теплоприбор», расположенный здесь же. А на выезде из посёлка разместился целый ряд других предприятий.
---
Через Шлаковый прошла важнейшая трасса – Куйбышевское шоссе, соединившая центр города с Оловозаводом (сегодня – «Рязцветмет») и далее – с такими гигантами индустрии, как нефтеперерабатывающий завод, комбинат искусственного волокна и Ново-Рязанская ТЭЦ, расположенными в нескольких километрах южнее.
Однако, ещё долгое время движение транспорта у въезда в посёлок со стороны города "упиралось" в железнодорожную магистраль. К тому же, совсем рядом с переездом находилась станция, где поезда иногда подолгу простаивали. Шлагбаум закрывался, и сообщение по автотранспортной артерии прерывалось.
1962 г. Граница ул. Циолковского (Ямской) и Куйбышевского шоссе. Вид в сторону Театральной пл. Автобус перед ж/д переездом.
Кстати, чуть поодаль, на фотографии можно различить троллейбусный круг. Здесь была конечная сразу нескольких маршрутов. Продлить линию дальше - к промышленным предприятиям - мешала железная дорога.
ТРАНСПОРТНЫЙ ВОПРОС
Для того чтобы правильнее понять сложившуюся тогда ситуацию, давайте посмотрим, что представлял собой данный район. Шлаковый – это неофициальное название, происходящее от того, что первые дома здесь строили из шлакоблоков. Оно объединяет ряд посёлков поменьше. В 1956 году, у подножия телевышки было запланировано построить около ста двухквартирных домов. А чуть позднее – несколько десятков 3- 4- и 5-этажных, вместе составивших посёлок Телецентра. Здесь получили жильё работники самых различных предприятий, расположенных как поблизости, так и нет (в т.ч. из Управления Троллейбуса). Другая значительная часть - это кварталы для рабочих оловозавода вдоль главной улицы.
Уже в 1958 году, ежедневный выпуск на линию только пассажирских автобусов, идущих по различным маршрутам через ул. Ямскую и Куйбышевское шоссе, составил 15 машин. Количество троллейбусов, разворачивающихся у железнодорожного переезда, ещё больше – 17 машин.
---
А промышленный район на юго-восточных рубежах Рязани продолжал расти. В начале 1960-х в строй вступили ещё несколько заводов. В часы-пик автобусы, транзитом идущие через Шлаковый, набивались «под завязку» уже в центре города, с большим трудом обеспечивая нормальную связь с отдалёнными предприятиями. Поэтому уехать, скажем, от «Теплоприбора» - центральной остановки посёлка, и выйти потом на нужной Вам остановке, без оторванных пуговиц и отдавленных ступней, было довольно непросто. Вот и приходилось проживающим здесь горожанам часто добираться до своей работы пешком. Чтобы понять нагляднее: путь до «Рязцветмета» и обратно составит примерно 4 километра.
ЧАСТЬ 2. ОБХОДНОЙ МАНЁВР
Снять остроту проблемы перевозок пассажиров по Куйбышевскому шоссе до близлежащих заводов здесь бы помог пуск троллейбусов. Но как обойти железнодорожные пути? Решение было найдено, и в 1973 году открытые «двенадцатый» и «тринадцатый» маршруты связали Шлаковый посёлок с Горрощей и центром города по улице Халтурина.
1973. № 174 (ЗиУ-9Б).
Троллейбус на ул. Халтурина. Фото из альбома "Управление Рязанского Троллейбуса - 1973 г."
НОВЫЕ МАРШРУТЫ
Маршрут №12: «Ул. Полетаева – Завод Рязцветмет» - был открыт 27 февраля 1973 г. Он позволил существенно разгрузить «шестёрку», разворачивавшуюся у переезда. Ведь направление Куйбышевское шоссе - Театральная - Горроща было одним из самых напряжённых, а 6-й долгие годы удерживал первенство по выпуску машин на линию.
Маршрут №13: «Пл. Ленина – Завод Рязцветмет» - открылся 6 августа 1973 г. От площади Театральной проходил по улицам Есенина и Халтурина. А чуть позднее на эти улицы перенаправили и «семёрку»
Маршрут №7:«Речной вокзал – завод Рязцветмет».
Также, начиная с зимы 1972-73 годов, на месте неудобного железнодорожного переезда началась подготовка, а затем и сооружение трёхъярусного путепровода для автомобилей, пешеходов, поездов и, конечно же, троллейбусов. Здесь строителям нужно было срезать огромные пласты грунта, заглубляя будущую трассу под мостом; насыпать вал для железной дороги и пролётов; наконец, поставить оба путепровода - автомобильный и железнодорожный - и завершить на них отделочные работы.
Стройку такого масштаба просто невозможно было окончить быстро. Часть Куйбышевского шоссе и выход на него с ул. Халтурина надолго оказались в зоне реконструкции. Поэтому весь транспорт, в том числе и только что открытые троллейбусные маршруты, был направлен в обход - по улицам Шлакового посёлка. В феврале 1973 г. здесь появляется постоянная остановка - "ул. Лизы Чайкиной", а чуть позже - остановка на улице Ломоносова и другие.
Чтобы наглядно представить себе порядок движения, давайте посмотрим на схему:
ЧАСТЬ 3. ПО МЕСТАМ БЫЛОЙ СЛАВЫ
Но как говорится - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому, в дополнение к схеме, предлагаю вам совершить небольшую экскурсию по старой линии - сегодня здесь мало что изменилось. Итак, представим, что мы только что отъехали от остановки "Улица Лизы Чайкиной" и находимся у перекрёстка с ул. Матросова:
Улица Халтурина. Левее ж/д платформа 203-й км
Прямо – путепровод (в середине 70-х шло его стротельство). А нам – направо.
Перекрёсток улиц Халтурина и Матросова
Линия поворачивала в этом месте. Сразу за новодельным киоском можно увидеть порядком поржавевший бело-зелёный столб. Сейчас он используется только для освещения улицы, а раньше и для подвески контактной сети троллейбуса.
Улица Матросова
Сколько сегодня в Рязани таких серых, грязноватых улиц. Когда-то они знавали лучшие времена. Здесь, например, шли троллейбусы в обоих направлениях.
Поворот с улицы Матросова на улицу Ломоносова
В наши дни обочины дорог обильно поросли деревьями и кустарником...
... летом в их листве практически целиком теряются опоры.
Улица Ломоносова
Дорога делает плавный поворот - и мы уже на улице Ломоносова. На столбах осталось много следов старой линии - растяжек и изоляторов:
Сами опоры недавно лишились своего исторического бело-зелёного вида и теперь полностью окрашены серебрянкой.
Улица Ломоносова. Слева - Телецентр. Впереди перекрёсток с улицей Телевизионной
Мы находимся у бывшей остановки . Ещё долгое время после демонтажа контактной сети тут стоял павильон, и висела желтая табличка с надписью: "Улица Ломоносова" и номерами проходящих маршрутов: " -7-12-13- ".
Улица Ломоносова
Продолжим наш путь по этой улице, оставив перекрёсток позади. Движение транспорта из двустороннего становилось односторонним. Связано это было со значительным сужением проезжей части. Поэтому, в сторону "Рязцветмета" - седьмой, двенадцатый и тринадцатый маршруты шли здесь и по улице Трудовой - до Куйбышевского шоссе. А в сторону центра и Горрощи - по улице Телевизионной (к ней мы ещё вернёмся на обратном пути).
Двигаемся к улице Трудовой.
В наше время на улице Трудовой практически совсем не осталось следов бывшей линии. Лишь на углу с Куйбышевским шоссе остался крюк для крепления растяжки, вбитый прямо в стену жилого дома. Подобные крюки есть также и на улицах Телевизионной и Матросова.
Повернув на Куйбышевку, троллейбусы уже по прямой добирались до конечной.
---
На обратном пути, после остановки "Завод Теплоприбор", на пути движения транспорта в центр города развернулось строительство развязки, поэтому троллейбусы, автобусы и автомобили поворачивали налево - на улицу Телевизионную и двигались мимо школы к улице Ломоносова, а затем - на улицу Халтурина и далее.
Сегодня не верится, что прямо здесь поворачивали троллейбусы. После реконструкции, между Телевизионной и Куйбышевским шоссе образовался солидный перепад. Сейчас тут импровизированная ограда от нерадивых автолюбителей. Но проходит некоторое время, и она вдруг чудесным образом испаряется, не мешая всем желающим нарушать ПДД.
---
Возвратившись к перекрёстку у телевышки, предлагаю отойти чуть в сторону с дороги и представить, как когда-то на пути от завода "Рязцветмет" в город, троллейбусы поворачивали на улицу Ломоносова:
ЧАСТЬ 4. ЗАБЫТАЯ ЛИНИЯ
Линия перестала быть нужной и "выцвела" с карты города в конце сентября - начале октября 1977 года, когда сдали в эксплуатацию первый в Рязани трехуровневый транспортно-пешеходный путепровод, по которому провели линию для двенадцатого маршрута троллейбуса в Горрощу. А внизу, по прямой трассе, был пущен поток к Театральной площади, в том числе - седьмой и тринадцатый маршруты.
Схема движения по поселку с осени 1977:
ВНЕЗАПНО...
Забытая история неожиданно получила продолжение на рубеже 90-х, когда Куйбышевское шоссе было раскопано для капитальной замены коммуникаций и частично закрыто для движения. Троллейбусы ходили до старого круга 6-ки на улице Циолковского, а вот автобусы и автотранспорт вновь использовали улицы Халтурина и Ломоносова. Выезд в сторону Южного промузла был организован даже дальше, чем в 1973-77 годах - у Нефтехимического техникума.
Постепенно ремонт продолжился к заводу «Рязцветмет» и проезд транспорта был полностью остановлен. Вдоль огромной траншеи и строительной техники, новых труб и куч из песка, прямо по пустой проезжей части, люди шли пешком со стороны Соколовки и посёлка Строитель в город и домой. Как был организован подвоз работников к заводам и был ли организован вообще? - пока загадка. Благо, народ у нас терпеливый - и не такое пережить сможет.
---
Наша Рязань растёт и строится. Сегодня уже появились маштабные проекты перестройки самого Шлакового посёлка. Видимо, через 5-10 лет следы линии-работяги совсем исчезнут с этих улочек. А какие новые маршруты пустят по улице Телевизионной, которая по проекту станет частью новой магистрали, или не пустят вообще – покажет время.
Р. Буранов
10 марта 2009 - оригинал статьи "Выцветшая линия" на сайте transportryazan.ru
10 марта 2014 - расширенная версия к 5-летию статьи на сайте http://old-trolley.livejournal.com/4802.html
В статье использованы фотографии из книги "Рязань - знакомые места", альбома "Управление Рязанского Троллейбуса - 1973 г, группы ВКонтакте "Новости Рязани", собственные материалы.