Троллейбус на берегах Роны
ЕВРОПЕЙСКИЕ ТРОЛЛЕЙБУСЫ
Город Лион, третий по величине во Франции, стоит на
берегу реки Рона. Здесь красивые здания, старинные соборы... А еще —
необычные троллейбусы Irisbus Cristalis. Таких нам видеть еще не
приходилось!
Мы привыкли, что троллейбусы подкатывают к остановке c интервалом в
несколько минут. А в Лионе я успел изрядно постоять на пустынной
конечной, прежде чем вдали показался троллейбус...
Надо заметить, что в Западной Европе и самих троллейбусов, и городов,
где они работают, не просто мало, а невероятно мало. Скажем, на всю
Францию, о которой пойдет речь, приходится (смешно сказать!) всего 199
«рогатых», и из них 95 работают в самом Лионе. У нас в провинциальных
городах — Иванове или, скажем, Калуге — троллейбусов и то больше!
Зато конструкция — самая современная. И дизайн впечатляет:
здоровенное лобовое стекло, округлый кузов, колеса, закрытые щитками,
стильная пластиковая облицовка с круглыми фарами.
Интересно, что штаб-квартира объединения Irisbus, которое выпускает
эту машину, находится здесь же, в Лионе. Раньше объединением поровну
владели IVECO и Renault (поэтому на передке виден серебристый ромб,
эмблема Renault), но недавно ивековцы полностью завладели холдингом. И
теперь троллейбусы французского производства ходят даже по Милану.
Зайдем внутрь? Тем более что ступеньки отсутствуют: модель —
полностью низкопольная. Внутри очень светло и очень просторно (разве
что проход сзади узкий). Никаких турникетов на входе нет, да и водитель
отделен от пассажиров лишь символическим барьерчиком. Демократия!
А водительское место оборудовано так, что наши троллейбусники только
огорченно вздохнут... Руль регулируется вместе со всей панелью, на
щитке — дисплей, на котором высвечивается силуэт машины и показывается,
какие двери открыты. (Кстати, весь этот узел позаимствован у немецкого
автобуса Mercedes Citaro.)
Мотор-колеса закрыты декоративными щитками | Руль регулируется вместе с приборной панелью | Двери открываются... А ступеней нет и в помине |
Над головой водителя — магнитола, там же расположено несколько
электронных пультов — например, для связи с диспетчерской. По правую
руку — три крупные кнопки открывания дверей и еще три поменьше, одна
над другой: «нейтраль», «драйв» и «реверс» (как у автобусов с
«автоматом»).
Еще дальше — два видеоэкрана, причем одна камера направлена на
штанги (чтобы было видно, не соскочили ли они); другая, вмонтированная
в кронштейн правого зеркала, контролирует вход-выход. Судя по всему,
незаметный «глаз» расположен и в салоне, о чем предупреждает наклейка
на борту: «Ведется видеонаблюдение. Декрет от 17 октября 1996 года».
Двери открываются... А ступеней нет и в помине | От пола до потолка — 2,5 метра |
Вообще-то изначально была запланирована установка еще одной хитрой
видеосистемы: она автоматически ведет троллейбус по разметке,
нанесенной на асфальт. Такая машина, названная Civis, оказалась
чересчур дорогой (однако небольшую партию купил, к примеру, богатый
Лас-Вегас). И потому был создан более простой вариант, без
«автопилота».
Модель Civis, оборудованная «автопилотом» (над лобовым стеклом — видеокамера системы) , оказалась слишком дорогой |
Впрочем, для нас и такая конструкция выглядит едва ли не
космической: например, вместо одного электромотора здесь стоят сразу
четыре, вмонтированные в колеса (примерно как у наших карьерных
БелАЗов), — что позволило опустить уровень пола до 32 см. Все колеса —
односкатные, с модными сегодня сверхширокими шинами. Система управления
выполнена на суперсовременных IGBT-транзисторах, а в «корме»
смонтирован дизель-генератор, позволяющий ехать с опущенными штангами.
Недавно в Лион приезжали британские специалисты — знакомиться с
необычной моделью. Но что из этого выйдет, пока неясно. Ведь в Англии
не осталось ни одной троллейбусной линии...
Irisbus Cristalis (данные производителя) | |
Длина, м | 12 или 18 |
Ширина, мм | 2550 |
Внутренняя высота, мм | 2525 |
Высота пола от дороги, мм | 320 |
Максимальная скорость, км/ч | 75 |
Электродвигатели | трехфазные, асинхронные |
Мощность, кВт | 4х80 |
Рабочее напряжение, В | 350 |
Масса электродвигателя, кг | 170 |
Дизель-генератор | 2,8 л, Euro 2 |
Мощность, кВт/об/мин | 65/1800 |
Система управления на IGBT-транзисторах | |
Напряжение в воздушной сети, В | 600 или 750 |
Троллейбусы в мире * | ||
число городов | число троллейбусов | |
Страны бывшего СССР | 189 | 26666 |
в том числе: | ||
Россия | 89 | 14110 |
Восточная Европа | 64 | 4482 |
Западная Европа | 48 | 1893 |
в том числе: | ||
Австрия | 4 | 131 |
Бельгия | 1 | 20 |
Франция | 6 | 199 |
Германия | 3 | 104 |
Греция | 2 | 350 |
Италия | 14 | 388 |
Нидерланды | 1 | 48 |
Норвегия | 1 | 20 |
Португалия | 1 | 20 |
Швейцария | 15 | 818 |
Северная Америка | 9 | 1926 |
Южная Америка | 13 | 828 |
Африка | 0 | 0 |
Австралия | 1 | 60 |
Азия | 39 | 4810 |
* Данные 2000 г. |
Крупнейшие города Европы, где работают троллейбусы | ||
в мире | Москва* | 1571 |
в Европе | Афины** | 372 |
* Данные 2006 г. ** Данные 2004 г. |