История, судьба и перспективы Севастопольского морского завода

На этом заводе у меня работали отец, муж, я, наши дети и внуки, — рассказывает корреспонденту «Русской планеты» бывший к...

На этом заводе у меня работали отец, муж, я, наши дети и внуки, — рассказывает корреспонденту «Русской планеты» бывший конструктор завода Галина Карпова. — Мы просто преданы этим камням до бесконечности.

Это наше пристанище, наша память и наша боль. От завода мы получали все: образование, квартиры… Завод — это вся наша жизнь. Когда-то он насчитывал свыше 12 тысяч сотрудников, и это без учета контрагентов и смежников. Конструкторы восхищались слесарями, у них были золотые руки. У нас были свои пионерский лагерь, база отдыха, поликлиника. Завод участвовал в строительстве стадиона «Чайка», а сейчас на нем продают фрукты. Мы с нетерпением ждем его возрождения.

— Как государственное предприятие превратилось в акционерное общество? — интересуюсь я у бывшего директора завода Анатолия Череватого, пришедшего на завод еще в 1962 году.

— После развала Союза у нас в один день не стало работы. Все пришли на работу, и выяснилось, что у завода нет ни одного профинансированного заказа. В советское время завод фактически на 100% обеспечивался госзаказами. Но на Украине не были приняты меры по загрузке промышленных предприятий ВПК. На вопросы от предприятий исполнительные власти отвечали: «Государство строит экономику на рыночных принципах. Рынок ответит на все ваши вопросы. Погружайтесь в конкурентную мировую систему и решайте самостоятельно возникающие у вас проблемы».

По сути, говорит Череватый, предприятия оборонных отраслей были брошены на произвол судьбы. При этом законодательное поле Украины в области хозяйственной деятельности накладывало на их руководство большие ограничения в принятии коммерческих и других хозяйственных решений.

В 1995 году завод стал акционерным обществом со 100-процентным пакетом государственных акций. Кстати, первым среди судостроительных заводов Украины.

— Мы объездили буквально полмира, доказывая потенциальным заказчикам, что есть такой судоремонтный завод и что он предлагает конкурентные условия выполнения контрактов. Для того чтобы возобновить работу с Россией, мы организовали совместное российско-украинское предприятие «Лазаревское адмиралтейство», в котором контрольный пакет принадлежал российскому партнеру. Получив необходимые лицензии, предприятие стало участниками тендеров МО РФ, и таким образом начали становиться в ремонт корабли Черноморского флота РФ.

Получив статус АО, предприятие постепенно встало на ноги. Машиностроители осваивали новые виды изделий, корабелы ремонтировали иностранные суда из Болгарии, Греции, Турции, Ливана, Мальты, Кипра и других государств. Завод продолжал строить плавучие краны, среди которых «Феодосиец» и «Севморнефтегаз», начал осваивать новые суда: транспортный док-платформу для десантных кораблей типа «Зубр», уникальное пожарное судно «Пiвденний» для порта «Южный», несамоходный плавучий кран-перегружатель «Атлас», катер бонопостановщик-нефтесборщик.

— В 1997 году началась приватизационная продажа частей государственного пакета акций завода. Руководство завода к торгам не допускалось — только участники, имеющие специальные лицензии. Кто имел доступ к этим лицензиям, догадаться нетрудно. Леонид Кучма на пике политической карьеры был президентом, а на закате — зятем миллиардера. Кто становился новым собственником, мы узнавали из официальных средств массовой информации.

В 1998 году контрольный пакет стал принадлежать Украинскому инвестиционному фонду SigmaBleyzer, а после перешел к гражданину Ливана Дау Рафику. В 2006-м он выкупил все оставшиеся акции, и Севморзавод стал частным. Эту территорию Рафик решил перепрофилировать. Чуть раньше на месте Северной площадки он уже построил зерновой терминал.

30 января 2009, 09:34 | Просмотры: 470

Добавить новый комментарий

Для добавления комментария, пожалуйста войдите

0 комментариев