Рязань Суббота, 12:25 3 октября 2015 419

Восемь парадоксов из истории рязанского транспорта

Катание на велосипеде расценивалось рязанскими властями как проявление некоего вольнодумства.

Мы продолжаем знакомить наших читателей с некоторыми интересными и подчас весьма поучительными фактами рязанской истории. На наш взгляд, местное краеведение при всей серьезности подхода и бесспорной значимости исследовательской работы порой забывает, что история, в том числе рязанская, полна парадоксальных совпадений. Иногда кажется, что у музы Клио (в Древней Греции историческую науку считали одним из искусств, и Клио была покровительницей этого почтенного занятия) прекрасное чувство юмора. Давайте еще раз в этом убедимся.

Сегодняшнюю рубрику «Нерабочее настроение» мы посвящаем рязанскому транспорту. И хотя не так давно, каких-то сто лет назад, автомобиль в наших краях был большой редкостью, транспортная проблема на Рязанщине существовала задолго до появления двигателя внутреннего сгорания. В этом нетрудно убедиться: рязанские архивы хранят немало интересной информации на транспортную тему.

Лихачи на двух колесах
Трудно себе представить, но проблемы с соблюдением правил дорожного движения в Рязани существовали и в начале XX века. Правда, в те времена главными нарушителями были… велосипедисты. Так, в «Рязанском вестнике» от 18 июня 1908 года опубликован указ рязанского полицмейстера, который, ссылаясь на постановление городской Думы, предписывает велосипедистам во время катания строго придерживаться установленных правил.

«Каждый велосипедист обязан иметь при себе свидетельство и номер, привешиваемый к сидению, — гласит указ. — На руле должен находиться звонок, а с наступлением сумерек — зажженный фонарь». В 1908 году рязанским велосипедистам воспрещалось выезжать на тротуары, кататься по бульварам и городскому саду. Под запретом были быстрая езда и езда наперегонки. Нарушителей правил следовало «штрафовать нещадно».

Интересно, что в те времена катание на велосипеде расценивалось как проявление некоего вольнодумства. За распространение данного вида транспорта ратовали Чернышевский, Тургенев, а чуть позже — Максим Горький. Так что, садясь сегодня на своего двухколесного коня, не забывайте, что тем самым вы не только способствуете решению транспортной проблемы, но и продолжаете либеральную традицию.

Вечная беда
Проблемы дорожного строительства в нашем регионе, как, впрочем, и по всей России, отнюдь не принадлежат современности. Началось все гораздо раньше… Как свидетельствуют рязанские архивы, первую дорогу от границ Московской губернии до Рязани начали строить в 1836 году и по первоначальному плану должны были завершить за четыре года. Ее протяженность составила 70,5 верст (около 80 км), ширина — 40 футов (около 12 метров). Общие затраты на проведение работ — 46 500 рублей серебром. Сумма вполне сопоставима с сегодняшними тратами на аналогичное строительство.

Однако в 1840 году главное управление путей сообщения Рязанской губернии обратилось к губернатору с просьбой ассигновать еще 4650 рублей серебром для заготовки щебня «сверх означенного» и 73 000 на отделку насыпи и постройку деревянных мостов. Но это было только начало. Еще через год потребовалось 118 226 рублей ассигнациями на заготовку лесных материалов… Были и другие прошения. Словом, подсчитать в точности, во сколько обошлось казне строительство данного объекта, довольно затруднительно.

Ну и, естественно, сроки строительства постоянно сдвигались — дорога была закончена только в 1847 году. После недавнего триумфального (других у нас не бывает) завершения эпопеи со строительством Северной окружной возникли некоторые ассоциации… Ученые считают, что любые исторические параллели опасны своей приблизительностью. Возможно, они правы, но удержаться от сравнений очень трудно, уж больно ситуация похожа…

Велосипедная облава
Мы привыкли, что некоторые государственные службы все время жалуются на недостаток технических средств. Мол, это мешает им качественно выполнять свои прямые обязанности. А ведь проблемы с техникой были практически всегда, однако настоящие профессионалы и в самых непростых обстоятельствах с честью выполняли свой долг.

Например, в 1924 году в рязанский губернский уголовный розыск поступила телеграмма из Спасского уезда о нападении на местное лесничество и убийстве 19 человек. В распоряжении оперативников были только лошадь и автомобиль, доехать на котором можно было разве что до соседней улицы. Однако решение было найдено: оперативная группа отправилась за 60 километров на место преступления, «оседлав» велосипеды. Скудость материально-технической базы не помешала милиционерам блестяще провести расследование и через несколько дней задержать бандитов.

Такса на извоз
Судя по кинофильмам и художественной литературе, извозчик в минувшие времена пользовался куда большей свободой, чем нынешний таксист. Однако это не совсем верное утверждение. Например, доподлинно известно, что в Рязани в XIX веке стоимость проезда на извозчике рассчитывалась поквартально. За первые четыре квартала с человека брали от 15 до 30 копеек, за два следующих прибавляли еще по 5 копеек. Был и другой тариф — почасовой. Цена одного часа поездки колебалась от 30 до 50 копеек. Дороже всего обходились путешествия в праздники: на Новый год, Рождество, Пасху. В это время «конное такси» задирало цену до 1 рубля в час.

Интересно, что, согласно официальным данным, заработная плата рязанских извозчиков была достаточно скромной. Так, из отчетной статистики городского управления за 1915 год следует, что «доходы одного извозчика в Рязани положены от 50 до 100 рублей в год». Чтобы был понятен уровень достатка, заметим: 1 фунт хлеба (около 400 граммов) стоил в то время 6 копеек, мяса — 15 копеек, а учительская зарплата составляла от 200 до 400 рублей в год.

Спасительный троллейбус
Сегодня трудно себе представить областной центр без развитой транспортной инфраструктуры. И значительное место в ней занимает транспорт муниципальный, предназначенный в первую очередь для перевозки пассажиров. Первые троллейбусы в Рязани появились только в 1949 году, а вот автобусы колесили по нашему городу еще в довоенное время. И спрос на них был велик: известно, что в тот период они перевозили до 200 тысяч пассажиров в месяц! А с февраля 1941 года на линии от вокзалов до Ямской заставы были даже введены ночные рейсы.

При своем создании в 1945 году автоколонна № 73 оснащалась автобусами, переданными из советской армии. В основном это были ЗИСы, выпущенные еще в 1938-1941 гг. В послевоенное время автобусного парка стало явно недостаточно. Вот что пишет газета «Сталинское знамя» за 1949 год: «...имеющиеся в Рязани автобусы с грехом пополам обслуживают только основную линию от вокзала до Ямской заставы, остальные же линии, и особенно связь центра города с окраинами, регулярным автобусным сообщением не обеспечивается...». Так что троллейбусы появились в областном центре очень вовремя.

«Ступенька» к коммунизму
Мы уже привыкли, что во всех видах городского общественного транспорта «обилечиванием» пассажиров занимаются кондукторы. А ведь совсем недавно, каких-нибудь 40 лет назад, в рязанских автобусах и троллейбусах нам самим доверяли производить все расчеты за проезд. Однако эра доверия закончилась довольно быстро, задолго до наступления рыночных отношений.

Согласно архивным данным, все автобусные и троллейбусные маршруты областного центра перешли на бескассовое обслуживание пассажиров (то есть при участии кондуктора) с 1 июня 1984 года. А до этого в каждой единице общественного транспорта находились механические кассовые аппараты и компостеры. Первые из этих механизмов появились в рязанском транспорте еще в начале 50-х годов. Новшество должно было сократить расходы на зарплату кондукторам, а также ознаменовать новую ступень сознательности рязанцев на пути к коммунизму. Видимо, со «ступенькой» поторопились… Кондукторов вернули на свои места, так как общественный транспорт нес огромные убытки. Интересно, что в Рязани «кассовые аппараты» убрали гораздо раньше, чем в других городах СССР. Например, в Питере этот знак коммунистической сознательности просуществовал почти до середины 90-х годов прошлого века.

Льготы не предусмотрены
К сожалению, нынешний рост цен на железнодорожные билеты делает этот вид транспорта малодоступным для многих категорий российских граждан. Но, оказывается, дороговизна передвижения по «чугунке» отнюдь не новость.

Услуги в Москве
покраска катеров в Москве - быстро и удобно.

Регулярное движение поездов от Москвы до Рязани (точнее, до Рыбного) было открыто в марте 1865 года. Нынешняя станция «Рыбное» в те времена именовалась «Вожа», и билет на проезд в вагоне первого класса стоил 1 рубль 40 копеек, третьего класса — 90 копеек. Для сравнения: зарплата рабочего в те время составляла примерно 12 копеек в день. Льгот для пассажиров предусмотрено не было. Правом на бесплатный проезд пользовались только грудные дети.

Кучер за штурвалом
Когда в Рязани появились первые самолеты? Вот, например, что писала газета «Рязанский вестник» в 1910 году, когда в небе над губернским центром появились первые крылатые машины: «Теперь, чтобы летать по воздуху, совсем необязательно родиться с птичьим инстинктом. Достаточно купить аэроплан и взять два-три урока управления. Выучиться полетам, очевидно, так же легко, как езде на велосипеде. Наконец, если вы богаты, можно совсем не учиться, а научить водить аэроплан своего кучера и кататься на здоровье». Дело в том, что в то время авиацию мало кто воспринимал как серьезную альтернативу наземному транспорту. Полеты расценивались как дорогое развлечение для обеспеченных людей.


Вам может быть интересно